Электронный хай-тек на службе у образования

07.12.2007, 18:42

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Коллектив школы №497 использует Интернет и последние достижения в сфере коммуникаций в своей работе. Учителя заполняют электронные журналы, а оценки учеников заносятся в онлайн-дневники.

Интернету и последним достижениям в сфере коммуникаций нашли применение учителя 497-й петербургской школы. В ней продвинутые юзеры буквально все: и ученики, и учителя, и родители.

Здесь учебный процесс технологически современен. Учителя заполняют электронные журналы, родители просматривают онлайн-дневники. С одной стороны, теперь нет места тайнам и хитростям, с другой, жизнь школьника напоминает реалити-шоу.

Мнения всех участников эксперимента выслушала корреспондент НТВ Наталья Дубровская.

Есть родители, которые лишних вопросов своим детям не задают и в школе появляются крайне редко. А все потому, что между родителями и образовательным учреждением налажена виртуальная связь.

Русский язык — пять, чтение — четыре. Мама третьеклассницы Даши информацию об успеваемости дочери получает ежедневно. Она в любое время может заглянуть в журнал или дневник. Электронные версии созданы специально для родителей. Детские хитрости — исправить оценку или вырвать лист из дневника — теперь в прошлом.

Екатерина Луковникова, мама ученицы 3 класса школы №497: «Конечно, это более нужная вещь в старших классах. Действительно возникает вероятность, что ребенок утаит что-то. Это будет развиваться и дальше. Говорят, что потом будет налажена обратная связь с учителем. То есть родители смогут встречаться с педагогами не только на собраниях».

Ранним утром на пороге школы небольшая очередь. Здесь вход только по одному, явка фиксируется при помощи индивидуальных карт. База данных об отсутствующих и тех, кто пришел вовремя, обновляется моментально.

Замдиректора школы между тем вносит в электронный журнал имя и фамилию очередного ученика, родители которого получили доступ в Интернет. Теперь и они смогут контролировать своего ребенка.

Анатолий Иванов, заместитель директора школы №497: «Все процессы, которые будут происходить в школе, нужно выражать в электронном виде. Жизнь быстрая, необходимо быстрое реагирование. Дневники и звонки родителям это долго. А сообщения в электронном виде, передаваемые по Интернету, это быстро. Он может просмотреть свою почту и отреагировать».

Здесь не собираются останавливаться на достигнутом. В конце декабря стартует пилотный проект — использование смарт-карт. Программу контроля здоровья ребенка разработали на кафедре системного анализа и управления Политехнического униыверситета. После медобследования для школьника составляется индивидуальное меню. В смарт-карту занесен список только разрешенных продуктов питания. Из них ребенок может выбирать.

Александр Косенков, разработчик проекта: «Раз у ребенка нет свободных наличных денег и школьная столовая не рассчитана на прием денег, то он не может купить то, что не разрешено, то, что не внесено в разрешенный список продуктов».

Например, в меню есть суп-рассольник, пюре и чай. Обед оплачивается обед из виртуальных средств родителей. Отчеты о съеденном позволят отследить перемещение каждой копейки.

Андрей Фирсов, заместитель заведующего кафедрой системного анализа и управления Политехнического университета: «Если это информационная система, то родители могут абсолютно четко видеть, что ребенок съел и за какую сумму».

Психологи называют такой комплексный подход к организации учебного процесса тотальным контролем личности. Гораздо важнее, считают специалисты, отношения между ребенком и родителем.

Если в семье есть доверие, никакая страховка не нужна. Кроме того, не воспитывается способность самостоятельно принимать решения (пусть даже ошибочные) и нести за них ответственность.

Валентина Орлова, педагог-психолог: «Мы должны помнить, что ребенок выходит во взрослую жизнь, где его перестанут контролировать. И если за ним тянутся постоянные навыки контроля со стороны взрослых, то сможет ли он стать свободной и ответственной личностью? Я думаю, что нет».

Возможно, что скоро смарт-карта объединит в себе несколько функций. Она будет проходкой в школу, диет-талоном, проездным и читательским билетами. Внедрить новшество готовы около десяти школ из разных районов города.

На разработку проекта ученые получили президентский грант в миллион рублей. Несмотря на оказанное высокое доверие, они понимают: идеальный электронный план еще не придуман. Всегда найдется человек, который сможет победить систему.