Славную историю Радиевого института бережно хранят

05.12.2007, 13:58

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Сотрудники Радиевого института имена В. Г. Хлопина отмечают 85-летие. В стенах научного центра в 1940-х годах было открыто явление спонтанного деления урана, а в послевоенные годы разработана первая отечественная технология выделения плутония.

Петербургский Радиевый институт имена В. Г. Хлопина отметил 85-летие. В его стенах в 1940-х годах было открыто явление спонтанного деления урана, а в послевоенные годы разработана первая отечественная технология выделения плутония.

Об институте, где зародилась отечественная атомная наука и техника, рассказывает корреспондент НТВ Антон Давыдов.

Об институте Евгений Шашунов рассказывает, как о своем сверстнике, хотя сам на десять лет младше. Первая часть экскурсии — лекция — для любой группы одинакова. 20 минут дается на рассказ о значимости института в истории многих фундаментальных наук и страны. Остальное время уходит на интерактив. Для начала знакомят лицом к лицу с радиацией.

Евгений Шашунов, директор музея ВГУП НПО «Радиевый институт им. Хлопина» «Имеется проникающее излучение, которое попадает на специальную пластину с сернистым цинком, который светится под действием излучения».

Когда не видно, где излучатель, его можно услышать с помощью одного из первых дозиметров. А после устраивается самый зрелищный эксперимент — ручной вулкан.

О получении радия (для этого и был создан институт) Евгений Шашунов заводит разговор только в следующем зале музея — кабинете первого директора Владимира Вернадского. После него в этих стенах работал другой академик — Виталий Хлопин.

С тех пор тут даже мебель не двигали. Стул (на нем сидели оба директора) — это единственный предмет, к которому запрещено прикасаться. Здесь же находится документ, который оправдал все затраты государства на изучение и эксперименты с радиоактивным материалом. Сертификат, подтверждающий качество российского радия, подписанный лично Марией Кюри, позволил стране не покупать этот металл за границей.

Евгений Шашунов, директор музея ВГУП НПО «Радиевый институт им. Хлопина»: «Сейчас трудно переводить эти вещи на современные деньги, но, по крайней мере, это было очень дорого. И фактически мы принимали участие в охране валютного фонда страны. То есть радий являлся одним из элементов валютного фонда страны и более дорогим, чем золото».

Медики считали, что радиоэлемент поможет в лечении онкологических заболеваний. Военные хотели использовать его свойства в технике. И тем и другим это удалось.

В музее, например, сохранился контейнер для радиевых медицинских игл. После того, как американцы начали разрабатывать атомную бомбу, государство потребовало от института получение главного компонента для самого мощного в то время оружия в мире.

Один из самых ценных экспонатов музея — циклотрон. Это устройство, благодаря которому в СССР появилась атомная промышленность. Циклотрон, то есть две магнитные катушки и вакуум между ними, в конце 30-х годов позволил из природного урана получать плутоний, а значит и атомную бомбу.

Главные проблемы института типичны для всей российской науки: устаревшая материальная база, маленькие зарплаты, нехватка молодых кадров. В последнее время — это еще и перепрофилирование.

Здание находится на Каменноостровском проспекте и многие не прочь приспособить помещения под бизнес-центр. Но ученые надеются, что здесь как и 85 лет назад будут по-прежнему говорить о науке — нейтронной физике, ядерной геохронологии или астрофизике.

Читайте также