В Москве открылась выставка картин, которые в наши дни обычно пылятся в запасниках.
В Москве открылась выставка картин, которые в наши дни обычно пылятся в запасниках. Созданные в жанре социалистического реализма, полотна советских художников объединяет до боли знакомый сюжет слившиеся в едином порыве народные массы.
Места слияний не очень разнообразны митинги, парады, похороны… В общем, как у Бродского: «Бо, пространство экономя, как отлиться в форму массе,// кроме кладбища и кроме черной очереди к кассе?»
В нарисованных энтузиастов вгляделся корреспондент НТВ Сергей Морозов.
Выставка очень подходяще называется «Марш энтузиастов», что соответствует советскому пониманию этого слова. При Советах в Шоссе Энтузиастов переименовали Владимирский тракт, по которому обычно гоняли заключенных. А на этой выставке представлены как эти энтузиасты, так и другие, маршировавшие уже на воле.
В XX веке художникам впервые пришлось изображать на картине народные массы. Не многофигурные, а именно массовые сцены, когда на полотне возникало огромное многоногое чудовище, перепоясанное знаменами. Причем не сразу понятно, что именно изображено. Даже марши «согласных» и «не согласных» выглядит на удивление похоже.
Сергей Сафонов, куратор выставки: «Толпа, увиденная художником в Марсельском порту… Хотя рядом висит другая работа, которая изображает Среднюю Азию. Забавно, что эти вещи пришли из разных музеев, а оказалось, что типологически они очень похожи».
Как в живописи невозможно изобразить в толпе каждое лицо, так и в жизни, попав в толпу, человек теряет часть индивидуальности. Здесь счастливое место встречи искусства с жизнью.
Выставка показывает, как с течением времени строилась не только страна, но и сами художники. Если в
Некоторые картины смотрятся очень пикантно. Полотно «Выборы в Верховный Совет» 1939 года. Колхозники идут на выборы строем, на избирательном участке большой портрет вождя всех народов.
Часть экспозиции посвящена политзаключенным, чьим усердием искупался недостаток народного энтузиазма.
Сергей Сафонов, куратор выставки: «Тут представлены чемоданы, которые люди делали, собираясь вернуться домой. Это то, с чем они уезжали с
Работа
И, кажется, здесь наступает перелом. В экспозиции уже царит уныние, появляются даже карикатурные изображения коллективных действий. Дальше конец эпохи.
Читайте также
- Компания Campbell избавилась от «супа»
- Художники провели пленэр на новой Троицкой линии столичного метро
- На Северном речном вокзале проведут масштабный пленэр
- Будущее российского и китайского искусства представили в Петербурге
- 50 оригинальных работ Кандинского впервые представят в Петербурге
- Сразу три выставки открылись в музее искусства
Санкт-Петербурга