Долгожданный приезд «Александры»

17.11.2007, 12:14

Видео программы «Сегодня»

В Москве прошел показ фильма Александра Сокурова — пока только для прессы. Но уже через неделю картина выйдет в широкий прокат.

В Москве состоялся показ фильма Александра Сокурова — пока только для прессы. Но уже через неделю картина выйдет в широкий прокат. «Александру» ждали давно: ее Сокуров возил на Каннский фестиваль, и ей даже прочили приз. Правда, «Пальмовая ветвь» досталась другим.

Но интерес к фильму, который сам режиссер называет «русской сказкой без отрицательных персонажей», меньше не стал. Достаточно сказать, что главную роль пенсионерки, которая поехала в Чечню навестить внука-офицера, — играет Галина Вишневская.

Корреспондент НТВ Егор Колыванов увидел фильм вместе с кинокритиками.

Об этом фильме говорили много и поначалу даже не сразу осознаешь, что на самом деле «Александру» в России еще не видели. Афиши уже отпечатали, но только-только начинают вешать в городе. Накануне выхода картины в прокат Александр Сокуров и Галина Вишневская более часа отвечали на вопросы журналистов.

Для этого фильма Александр Сокуров впервые сам написал сценарий, потому что писал специально под Вишневскую. Сокуров не устает повторять: не было бы Галины Павловны, не было бы картины. Вишневская в свою очередь говорит, что не согласилась бы, если бы не Сокуров. Так что «Александра» — логическое продолжение их многолетней дружбы и их совместное размышление над тем, что же такое война и мир.

Александр Сокуров, режиссер: «Не только русские должны об этом подумать, чеченцам тоже надо об этом подумать. О том, почему среди всей колоссальной массы государства Российского именно здесь возникла такая яростная, такая бескомпромиссная, с готовностью на такие жертвы борьба?»

Наверное, это самый простой и понятный фильм Сокурова. Понять его сможет каждый. Тем более, такие истории, когда мать или бабушка бросали все и уезжали к детям или внукам на войну в Чечню, известны всем из новостей.

Вот и здесь старушка с сумкой-тележкой в руках приезжает к внуку-офицеру. И ничто не скроется от ее тяжелого взгляда — она видит, что все устали. Но в этом мире мужчин отвыкли смотреть на человека женскими глазами, глазами матери.

Галина Вишневская, народная артистка СССР: «Простое платье, стоптанные сандали, носочки какие-то — я к таким вещам не привыкла. Это образ пожилой женщины. Когда я на себя все это надевала, то внутренне перерождалась и превращалась в кого-то другого. Я сразу вспоминала свою тетю Катю из Кронштадта, которая меня воспитывала, бабушку».

Сокуров назвал свою главную героиню Александрой Николаевной, фактически дав ей свое имя. Он ведь Александр Николаевич. Но это совсем не то же самое, что флоберовское «Госпожа Бовари — это я».

Александр Сокуров, режиссер: «Если в ней есть силы, представление о чести, о достоинстве, есть любовь, честность, искренность, — а в ней все это есть, — это совершенно богоугодная фигура».

Съемки фильма проходили в Чечне. На вопрос, было ли вам страшно, отвечают, что было сложно. Сокуров не скрывает: прежде чем приступить к съемкам, он отправил сценарий в ФСБ и Министерство обороны. Там пообещали помочь и обещание сдержали.

В Чечне съемочная группа находилась под неусыпной охраной. А вот неусыпного контроля, наоборот, не было. Как не было ни одного пожелания или рекомендации изменить что-либо в сценарии.

Читайте также