Чудо-автомобиль как символ эпохи

08.11.2007, 16:01

Видео программы «Сегодня»

Германия отмечает полувековой юбилей появления на свет знаменитого «Трабанта».

Германия отмечает полувековой юбилей появления на свет знаменитого «Трабанта». Этот автомобиль знают те, для кого словосочетания «сервант Хельга», «Эрик Хоннекер» и «Берлинская стена» не пустой звук.

Сойдя с конвейера в ноябре 1957 года, «Трабант» моментально превратился во флагман ГДРвского автопрома — было выпущено более трех миллионов экземпляров. И в объект насмешек немецких автолюбителей — прежде всего из-за двухтактного двигателя и кузова из пластмассы.

Впрочем, в наши дни это «автомобильное чудо» стало едва ли не главным символом социалистической эпохи Германии. Репортаж корреспондента НТВ Андрея Шилова.

Юрген Лиссе — владелец автосервиса в Саксонии, который специализируется на «Трабантах». Их не выпускают уже 16 лет, но клиентов пока хватает. Вот и сейчас к нему проконсультироваться заехал очередной владелец «Трабанта».

Эту машину Лиссе знает как родную. Ведь именно этот экземпляр механик заново собрал и продал земляку Хайко две недели назад. А теперь вот появились проблемы с выхлопом на холостом ходу. Но Юрген Лиссе в этом проблемы не видит. Советует в следующий раз, когда забарахлит, можно даже не приезжать, а подкрутить отверткой один винтик.

Юрген Лиссе, владелец сервиса автомобилей «Трабант»: «Мой самый далекий клиент — сын вице-премьера Новой Зеландии, он на „Трабанте“ ездит по воскресеньям, в остальные дни на „Порше“».

Задуманный сразу после войны, «Трабант» вышел в ГДР в 1957. Это был ответ ФРГшным автогигантам. Три миллиона «Трабантов» ездило в Восточной Германии. Модель образца 1968 года — это почти «Фольксваген Гольф». Вот только «Гольф» вышел, а такой «Трабант» — нет.

Верненр Ланг, бывший главный конструктор автомобильных заводов Цвикау: «„Трабант“ мог позволить купить себе каждый. И любой мог починить или, что еще важнее, переделать по своему вкусу».

В мире 170 «Трабант»-клубов. Вот за рулем член одного из них — Йеско Вайс, ему 20 лет. Он слесарит в автосервисе, ездит на «Фиате». «Трабант» — это у него не машина, это его страсть.

Йеско Вайс, владелец автомобиля «Трабант»: «Кузов весь раздолбанный, мотор от другой ГДРовской тачки. Сам поставил ему бензобак из стали. Кстати, сварил для меня его русский автомеханик».

50 лет исполняется не машине, а воплощению идеи. «Народный автомобиль» — средство передвижения, в котором каждый знает, как свечи поменять и от чего движок застучал. Иными словами набор «сделай сам». И ничего лучше не придумаешь к такому юбилею, как заявить о новом «Трабанте», выпустив массовым тиражом только модель из бумаги.

Изобрести «Трабант» заново предложили мюнхенские изготовители игрушечных машинок. Они заметили, что их «трабантики» покупают все больше.

Однако проблемы все те же — не хватает инвестиций. Баварцы из принципа ищут деньги не рядом с заводами БМВ, а в Саксонии, на родине «Трабанта».

Клаус Шиндлер, директор по продажам автомобильной компании: «Мы не собираемся ставить эту модель на конвейер. 50–250 штук в год, по заказу. Может с бензиновым, дизельным или электрическим двигателем».

По самым скромным подсчетам обновленный автомобиль будет стоить 30–40 тысяч евро. Если «Трабант» и возродится, то это будет уже антинародный автомобиль.

Читайте также