Останкинская телебашня отмечает юбилей

05.11.2007, 11:21

Видео программы «Сегодня»

5 ноября 1967 года госкомиссия приняла в эксплуатацию Останкинскую телебашню.

Сегодня исполнилось 40 лет одному из главных символов современной Москвы. 5 ноября 1967 года госкомиссия приняла в эксплуатацию Останкинскую телебашню.

По случаю юбилея на знаменитую смотровую площадку пустили посетителей — впервые после пожара 2000 года. Регулярные экскурсии на телебашню администрация планирует возобновить в ближайшие месяцы.

Репортаж корреспондента НТВ Александра Калинина.

Семь лет сюда не ступала нога простого посетителя. Школьники района Останкино первыми выходят на смотровую площадку телебашни, закрытую после пожара 2000 года. Раньше них сюда пробрались только журналисты, но лишь для того, чтобы снять исторические кадры.

«Какая прелесть!» — восклицает посетитель. Это еще слабо сказано. В 60-х годах прошлого века этот проект называли не иначе как революционным. Башня высотой 540 метров, массой 50 тысяч тонн и с фундаментом глубиной всего 4 метра. У жителей ближайший домов это вызывало ужас: а вдруг упадет?

Владимир Орлов, писатель: «Если она сейчас повалится, до нашего дома она долетит или не долетит?»

Не повалилась и не долетела. За 40 лет она чего только не видела: и штурм телецентра, и учебный захват террористов, и прыжки парашютистов, не всегда удачные, и даже настоящий ураган.

И все ей было нипочем. Но в августе 2000 Останкинскую телебашню заволокло дымом. На высоте 420 метров вспыхнул огонь, погасить который не могли целые сутки. Горели так называемые фидеры — кабели, связывающие передатчики и антенны.

К вечеру башня напоминала свечу. Стоя в той самой шахте, по которой огонь полз вниз, инженер Вадим Орешников уверяет: такая история больше не повторится.

Вадим Орешников, заместитель главного инженера Останкинской телебашни: «Даже если специально поджечь, то эти фидеры гореть не будут».

На новую противопожарную защиту потратили 30 миллионов рублей. Теперь здесь все отделано и пропитано негорючими материалами. Двери, в случае чего, выдержат температуру до 500 градусов по Цельсию.

Дарья Тонгур, начальник экскурсионной службы Останкинской телебашни: «То, что она бездействовала и люди не имели к ней доступа — для нас очень печально. Потому что башня — это уникальное строение, символ Москвы».

Лучше других эту уникальность понимает Андрей Баталов — сын архитектора Леонида Баталова. Он показывает фотографии, на которых отец рядом со своими главными творениями: телецентром и телебашней. Первоначально у нее было четыре ноги, и встать на них башня должна была в Черемушкинском районе Москвы. Потом ног стало 10, а география сменилась на Останкино.

Андрей Баталов, сын архитектора Леонида Баталова: «Для меня это все-таки символ моего счастливого детства. Когда я был ребенком, когда мой отец был жив, когда он строил самое высокое сооружение в мире, когда рядом закладывался фундамент огромного телецентра и когда казалось, что жизнь становится все лучше и лучше».

Современные школьники теперь испытывают похожие чувства. Их каблуки видели модные танцполы столицы, но саму столицу сверху вниз — ни разу.

Посетительница башни: «Очень необычно быть на такой высоте. Как-то даже не осознаешь этого».

Открытая смотровая площадка Останкинской телебашни — самая высокая точка, куда может попасть обычный посетитель: 340 метров. Видимость сегодня плохая, но даже отсюда видно: для советской эпохи это была действительно вершина архитектурной мысли.

Читайте также