«Борис Годунов» 300-летней выдержки

03.11.2007, 21:55

Видео программы «Сегодня»

В Москве дают премьеру одной из самых необычных опер в мире — «Борис Годунов, или Хитростью обретенный трон».

Сегодня в Москве дают премьеру одной из самых необычных опер в мире — «Борис Годунов, или Хитростью обретенный трон». Задолго до Мусоргского и Пушкина сюжет из русской истории положил на музыку учитель Генделя, Иоганн Маттезон. Но в начале XVIII века желающих поставить его произведение не нашлось, а позже партитура затерялась.

Нашлась она совсем недавно. Ею, разумеется, тут же заинтересовались продюсеры. Но чтобы поставить маттезоновского «Годунова» пришлось собирать интернациональную труппу. На сцене театра «Новая опера» партию царя Фёдора поет итальянец, а в роли Бориса — бельгийский бас ливанского происхождения.

Корреспондент НТВ Егор Колыванов оценил раритет.

Появлению этой оперы на современной сцене предшествовала многовековая почти детективная история. Во-первых, за 300 лет, прошедших с момента ее создания, оперу никогда не исполняли перед большой аудиторией.

Во-вторых, единственную партитуру вывезли из Германии после Второй мировой войны и лишь недавно нашли в Ереване. И, в-третьих, этот «Борис Годунов» не просто в два раза старше оперы Мусоргского, это в принципе первая в истории опера с русским сюжетом.

«Борис Годунов, или Хитростью обретенный трон» — яркий пример барочной оперы. Культурная старина, ушедшая в небытие вместе с Ренессансом.

Клаус Абромейт, режиссер-постановщик: «Сегодня мы знаем, что существует театр кабуки в Японии и пекинская опера. Такой же ритуальный театр был и в Европе. Просто мы его забыли и сейчас заново открываем».

Немецкий композитор Иоганн Маттезон написал «Бориса Годунова» в 1710 году на пике европейской моды на все русское, вскоре после победы Петра I в Полтавской битве. Но влечение было скоротечным. Европа поняла и впервые испугалась, что Россия встает с колен. И такая опера оказалась никому не нужна. Сегодня другая модная тенденция — старинная музыка.

Андрей Решетин, продюсер проекта, музыкант: «Может быть, самое современное, что есть в искусстве — это как раз исторические реконструкции, когда мы пытаемся восстановить идею того или другого действа. А идеи, они же не подвержены времени».

Артистов, знакомых с техникой барочного исполнения, собирали по всему миру. Царь Фёдор Иоанович на самом деле итальянец, боярин Фёдор — канадец, Борис Годунов — бельгиец ливанского происхождения.

Шади Торбе, исполнитель партии Бориса Годунова: «Для меня Борис Годунов вовсе не кровавый тиран, каким он предстает в опере Мусоргского. В нашей опере Годунов скорее хитрый политик и умелый манипулятор. Я думаю, он мог бы стать хорошим правителем, и сам он хотел этого, просто у него не получилось».

Молодой красавец Борис Годунов у Маттезона действительно совсем не похож на царя-ирода, за которого молиться нельзя, потому что Богородица не велит. И мучает его не совесть, а отсутствие любви. Выбрав власть, любви народной он тоже не снискал.

Читайте также