Моисеев дарил людям искусство богов

02.11.2007, 20:51

Видео программы «Сегодня»

В Москве умер человек, именем которого называется целое направление в русской культуре.

В Москве умер человек, именем которого называется целое направление в русской культуре. Хореографу Игорю Моисееву шел 102 год.

В его биографии все исключительно. Родившийся в дворянской семье, выучивший французский раньше русского, он стал одним из архитекторов могучего фасада сталинского искусства.

Он не просто создал ансамбль народного танца, он предъявил миру тот народ, которым хотели управлять советские генсеки. В реальности это был, конечно, не народный, а его, Моисеева, танец. В этом смысле он один успешно заменил собой целую страну — родившуюся позже и умершую намного раньше него.

Репортаж обозревателя НТВ Владимира Кондратьева.

Последние съемки Моисеева были сделаны в прошлом году, когда торжественно отмечали столетие мастера. Трудно поверить, что и в сто лет хозяин, как его называли в коллективе ансамбля, продолжал править железной рукой, приходить на репетиции, одобрять костюмы, принимать программы.

Он всегда поддерживал себя в форме, занимался гимнастикой, не пил, не курил и другим запрещал. Знал иностранные языки, мог наизусть читать поэмы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, любил лошадей и собак, собирал марки, хорошо играл в шахматы. И все это помимо главного таланта — хореографа, что говорится, от Бога.

За свою долгую жизнь Моисеев поставил 300 танцевальных номеров. Только в репертуаре его ансамбля танцы всех без исключения народов России и СНГ.
Основы воспитания закладывались еще до пролетарской революции.

Игорь Моисеев, народный артист СССР: «Я все детство провел, от двух до пяти лет, во Франции. Мой первый язык — французский. Моя мать была француженка, она была модельершей».

На первую зарплату танцовщика балета Большого театра Игорь купил матери новый чайник. Старый, дырявый, перед кипячением надо было заделывать замазкой.

Уже в 24 года Моисеев был назначен балетмейстером Большого. Случай редчайший — ведь они еще мальчишка, а обычно дожидаются завершения исполнительной карьеры.

Моисеев объездил полстраны, собирая танцевальный фольклор. Он написал в правительство письмо с просьбой поддержать идею создания ансамбля народного танца. Помня о лозунге «искусство принадлежит народу», его поддержали.

Именно Моисееву партия и правительство доверяли проведение больших физкультурных парадов на Красной площади, ответственных композиций «Если завтра война», «Граница на замке», хотя сам он всю жизнь оставался беспартийным

18 раз ему предлагалось вступить в партию. Мол, руководитель всемирно известного коллектива и вне партии — нонсенс! Моисеев объяснял, что верит в Бога и ходит в церковь. Любимой книгой его была Библия.

Ни один кремлевский концерт не обходился без Ансамбля народного танца. На одном из приемов вождь распорядился выполнить просьбу Моисеева. Поскольку артисты были вынуждены репетировать на лестничной клетке, коллективу предоставили здание Концертного зала имени П. И. Чайковского на площади Маяковского.

Игорь Моисеев, народный артист СССР: «У Гёте есть замечательная фраза — „страдания и горести не мешают творчеству, но его начисто убивают мелкие заботы“».

Тем не менее всю свою жизнь Моисеев, обласканный властью, старался держаться от нее на расстоянии — исповедовал солдатский принцип: ближе к кухне, дальше от начальства.

Ведь у меня целый коллектив соблазнительных девчонок, говорил Моисеев. Но девчонки, впрочем, сами были не промах и становились невестками Микояна, Конева, генерала КГБ Серова и многих других высоких начальников.

Супруга Игоря Моисеева Ирина Алексеевна, на 19 лет его моложе, тоже долго танцевала в ансамбле. Коллектив сегодня чувствует себя осиротевшим.

Елена Щербакова, директор Государственного академического ансамбля народного танцы: «Вы знаете, ансамбль не остался без руководителя. Моисеев как был руководителем, он так и будет, потому что все, что он сделал, все его заветы, мы выполняем».

Всемирная слава к Моисееву пришла после войны. Ансамблю рукоплескали в 60 странах и в руководстве страны его рассматривали как своего рода политический инструмент для создания благоприятного образа советского человека.

Вряд ли найдется другой деятель культуры, увенчанный столькими наградами и почетными званиями, как Игорь Моисеев.

Оскар Фельцман, композитор, народный артист России: «Это один человек, который работает как фантастический оркестр. Я бывал на его репетициях — он сидит в кресле, а иногда и на сцене и так далее. От него исходит огромная, огромная энергия».

Владимир Васильев, народный артист СССР: «Его внешний вид всегда был как у мэтра, учителя. Но по сути дела он таковым и являлся. И даже, когда я с ним разговаривал с глазу на глаз, то никогда при этом даже не сквозили менторские нотки».

Виталий Вульф, заслуженный деятель искусства РФ: «У него была выдумка, поразительное чувство вкуса. И он всегда знал, что хотел».

Творческое долголетие Игоря Моисеева занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Судя по всему, этот уникальный рекорд продержится еще долго, если вообще будет превзойден.

Читайте также