Балерины Мариинки пристально изучают па Улановой и Плисецкой в «Бахчисарайском фонтане»

14.08.2014, 19:11

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге в честь двойного юбилея вернули в репертуар советскую классику — балет по знаменитой и сказочной поэме А. С. Пушкина.

На сцене Мариинского театра забил «Бахчисарайский фонтан». Хореографическую поэму включили в репертуар, что, кстати, происходит довольно редко, в преддверии двойного юбилея. Грядет 80-летие постановки и 250-летие самого фонтана слез.

Спектакль в Мариинке показывают три раза, и почти все билеты уже проданы. Что лучше всего говорит о том, что петербургская публика соскучилась по советской классике.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков вспомнил, как танцевали тогда, и увидел, что привнесли современные артисты.

Этот балет появился в 1934 году в Кировском театре, когда в моду вошли драматические балеты. Первая звездная партия Галины Улановой стала настоящей легендой. «Бахчисарайский фонтан» с ее участием поставили в Большом театре. Она покоряла московскую публику, танцуя партию Марии. После Улановой танцевать главную женскую партию в этом балете было невероятно трудно.

Габриэла Комлева, народная артистка СССР, педагог-репетитор Мариинского театра: «Я приготовила Марию, сдала ее, но потом отказалась танцевать, потому что была жива Уланова, и все, конечно, сравнивали с Улановой. Я пришла и сказала, я не хочу больше этим заниматься, потому что это происходит на глазах Галины Сергеевны».

Габриэла Комлева заставляет нынешних исполнительниц партии Марии умирать на сцене синхронно вместе с ней. В «Бахчисарайском фонтане» нужно не только безупречно выполнить все па, но и сыграть актерски.

Одна из партий, где от танцовщика требуется полное перевоплощение, — Гирей. Эффектный грим, который сделал из блондина Ильи Кузнецова подстриженного под ноль жгучего восточного брюнета, помогает только отчасти. Он искал образ хана в гареме и нашел в собственных отношениях с женами. У танцовщика было четыре брака.

Именно в гареме есть партия, которую обессмертила еще одна балерина. Зарема — Майя Плисецкая. Ее и Уланову свели вместе на «Ленфильме», где были сняты фрагменты балета. Восточную неистовость в прыжковой партии невозможно повторить, но, как считает сегодняшняя исполнительница Заремы Софья Гумерова, грех не воспользоваться удачными находками.

Софья Гумерова, исполнительница партии Заремы, заслуженная артистка России: «Плисецкая просто невероятная, она дикая. Она невероятно прыгает. У нее такой баллон! И, конечно, все это хотелось передать».

Как признаются балерины, в легендарной постановке, как и восточной сказке, хватает профессиональных загадок. Часть вариаций с вращением сделаны не привычно в правую сторону, а в левую. Оказывается, хореограф Ростислав Захаров был левшой и поставил невероятно красивые танцы под себя.

Читайте также