Страх, скандал и эксперимент американского искусства

25.10.2007, 15:20

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Эрмитаже проходит выставка «Америка сегодня». В экспозиции представлено творчество художников, которых мировая пресса окрестила «поколением после 11 сентября».

В Россию привезли творчество американских художников, которых мировая пресса окрестила «поколением после 11 сентября». На смелый эксперимент пошел самый классический из всех российских музеев — Государственный Эрмитаж.

Безоговорочного одобрения этой идеи там, похоже, не ждут. Зрителей призывают «вместе подумать».

Экспонаты выставки «Америка сегодня» увидел корреспондент НТВ Николай Булкин.

Его творчество полностью заняло один из эрмитажных залов. Хотя это всего лишь одно полотно на три стены. В Россию молодой американский художник Адам Циянович привез свою работу «Десять минут после того, как закончилось земное притяжение».

Адама Цвиянович, художник: «Во время теракта 11 сентября я был в Нью-Йорке. В этой картине я хотел показать, насколько важна эта катастрофа для современной Америки. И я хотел продемонстрировать, какой стала Америка после нее. Но сделать это так, чтобы зрители не знали, где они оказались, в аду или в раю».

Для Эрмитажа с его традицией и репутацией здесь многое кажется в диковинку. В залах Зимнего дворца есть полотна и Матиса, и Малевича. Однажды выставлялся автомобиль Энди Уорхолла, но ведь это уже классика.

А здесь — молодые американские художники, в основном, из Нью-Йорка и со своими экспериментами. Эрмитаж решил идти в ногу со временем.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «В современном искусстве половина — это искусство, а половина — шарлатанство. Мы стараемся разными способами показывать, что действительно хорошо. На этой выставке, она совсем новая и свежая, мы будем вместе со зрителями решать, что хорошо, что очень хорошо, а что плохо».

Большинство работ выполнены в так называемой смешанной технике. На табличках, где обычно указывают, к примеру, масляные краски, — целый список нетрадиционных материалов.

Например, черная люстра. Чего здесь только нет: леденцы, конские волосы, нефть, а еще найденный после полуночи корабельный канат, осколки стекла и даже кровь и экскременты художника. Элемент скандала очевиден.

Экспонатом выставки стал и стеллаж из какого-то магазина. Споры о том, является ли он предметом современного американского искусства, возникли уже на таможне. Все его содержание приняли за партию товара и не хотели пропускать через границы.

И лишь тот факт, что обувь в нем исключительно на левую ногу, убедило таможенников: все эти шлепанцы, ботинки и туфли имеют лишь художественную ценность.

Композиция называется «Где ноги, там и Родина». Но, что здесь картина, а что — инсталляция, предстоит разбираться искусствоведам.

Художница Вангечи Муту взяла старый медицинский справочник и добавила в него вырезок из глянцевых журналов. А для фотоработы пера Манко Эрмитаж специально предоставил дверь императорского сейфа.

Но тема большинства работа — война с террором и никто не отрицает, что на современном американском искусстве она больше всего отразилась.

Читайте также