Россия и Англия поссорятся из-за картин?

24.10.2007, 20:32

Видео программы «Сегодня»

В отношениях России и Великобритании наметился очередной скандал. Полотна из собраний ведущих музеев Москвы и Санкт-Петербурга рискуют, покинув страну, не вернуться обратно.

В отношениях России и Великобритании наметился очередной скандал. Картины из собраний ведущих музеев Москвы и Санкт-Петербурга рискуют, покинув страну, не вернуться обратно. О том, что их могут арестовать, стало известно при подготовке масштабной выставки Русских мастеров в Лондоне.

Английская пресса пишет о компаниях, которые могут предъявить финансовые претензии к России. Упоминаются и потомки известных русских коллекционеров, оспаривающие права на всемирно известные полотна.

Королевская Академия искусств до сих пор не получила от британского правительства гарантий безопасности для ввозимых шедевров. Более того, чиновники потребовали проверить полотна на предмет «чистоты происхождения».

Это стало полной неожиданностью для музейщиков, ведь ранее подобных проблем с российскими экспонатами не было. Корреспонденты НТВ Евгений Ксензенко и Егор Колыванов попытались разобраться в ситуации.

В Королевской Академии искусств уверяют: с картинами все будет в порядке. Такой ситуации, как когда-то в Швейцарии, быть не должно. Тем не менее, здесь все взволнованы и более чем серьезно относятся к российским опасениям.

Например, Академия потребовала от правительства предоставить так называемое «комфортное письмо». Это письменная гарантия того, что коллекцию не арестуют, и все 120 работ беспрепятственно вернутся в Россию.

Но даже если подобные гарантии будут предоставлены, то все равно остается большой риск. Дело в том, что в Великобритании нет закона, защищающего подобные гостевые выставки. Точнее, сейчас в парламенте рассматривают законопроект, который должен быть принят в конце января, как раз накануне открытия экспозиции.

Поэтому теоретически у наследников владельцев картин, а также компаний, считающих, что Россия им должна деньги, есть шанс обратиться в суд и предъявить свои права на работы. Если судья сочтет, что у них есть основания для подобных претензий, то картины могут быть, как минимум, арестованы, а как максимум — конфискованы.

А гарантия правительства в этом случае ничего не значит — суд не подчиняется этой ветви власти и не обязан обеспечивать дипломатическую неприкосновенность коллекции.

Один из претендентов — внук коллекционера Сергея Щукина Андре-Марк Делок-Фурко. Он живет во Франции. Еще пять лет назад он впервые заявил о своих правах на картины.

Андре-Марк Делок-Фурко, внук Сергея Щукина: «Я не собираюсь делать никакого иска против Королевской Академии искусств, ни против таких престижных музеев, как „Эрмитаж“ и Пушкинский. Но естественно тоже, что я на будущее не отказываюсь и не хочу отказываться от прав моей семьи на собрания Сергея Ивановича Щукина».

В Королевской Академии искусств пока не комментируют ситуацию. Экспозицию заранее назвали «Выставка блокбастер» — имели в виду ее художественную ценность и масштаб. Но чтобы не получился триллер Королевская Академия искусств занимается беспрецедентными мерами обеспечения ее безопасности.

Выставка должна открыться 26 января. Но отправятся ли картины в Лондон, теперь будут решать в России.

Нельзя сказать, что российские музеи, чьи картины собираются привезти в Лондон, напуганы. Скорее, они удивлены и насторожены. Ведь пока кроме статьи в газете «Гардиан» (The Guardian) никаких конкретных претензий и уж тем более судебных исков не было, да и сами картины сейчас в полной безопасности.

Наследник Сергея Щукина — Андре-Марк Делок-Фурко — дважды пытался арестовать полотна из дедушкиной коллекции: в 2001 году в Риме и в 2003, когда они выставлялись в США. Всякий раз безуспешно.

Наталья Семёнова, искусствовед: «Они не добиваются того, чтобы им отдали эти коллекции. Тот же Андре-Марк всегда говорит: „Ну как я в свою квартиру повешу 254 произведения? Это смешно. Конечно же, я их подарю России“. Так же, как он подарил последние четыре картины, которые у него оставались. Но они хотят, чтобы перед ними извинились».

Арестовать картины из Пушкинского музея удалось лишь однажды в 2005 году в Швейцарии по судебному иску компании «Нога». Но тогда арест с картин довольно быстро сняли и они благополучно вернулись. Вот и в этот раз в статье «Гардиан» также идет речь о неких компаниях, которые имеют финансовые претензии к российскому государству.

Экспонирование российских ценностей за рубежом производится только с разрешения Россвязьохранкультуры. Лицензия на временный вывоз экспонатов выдается при наличии договора с принимающей стороной, страховки и государственных гарантий возврата ценностей.

Такой гарантией может выступить соответствующий закон, но никак не честное слово правительства. Подобные законы есть в США, Франции и Германии, но нет в Великобритании.

Анатолий Вилков, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия: «Если будет у нас хотя бы малейшее сомнение в том, что предметы не будут возвращены, мы не дадим разрешение на временный вывоз».

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский также заявил, что при малейшей угрозе выставка в Лондоне не состоится.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Мы вместе сделали очень хорошую выставку для британского зрителя, а для российского зрителя лучше, чтобы все вернулось. Так что в данном случае не мы рискуем, а плохо будет Великобритании».

В свою очередь директор Пушкинского музея Ирина Антонова, в целом согласившись с позицией своего питерского коллеги, призвала не драматизировать ситуацию и назвала статью в «Гардиан» провокационной шумихой. Осталось только выяснить, в чьих интересах она была поднята.

Читайте также