КБ Туполева: 85 лет в полете

22.10.2007, 14:33

Видео программы «Сегодня»

Создатель знаменитых «тушек» отмечает важную дату — 85 лет назад началась история бюро.

КБ имени Туполева сейчас разрабатывает важнейший проект пассажирского лайнера-гиганта. А в СССР здесь проектировали первые летательные аппараты — от аэросаней до стратегических бомбардировщиков. Сегодня создатель знаменитых «тушек» отмечает важную дату — 85 лет назад началась история бюро.

Репортаж корреспондента НТВ Александра Калинина.

Главный конструктор Лев Лановский никуда не торопится, хотя скорость в его деле почти все. В его кабинете даже компьютера нет. Зато есть фотография учителя — первое знакомство с легендарным Туполевым Лановский запомнил надолго.

Лев Лановский, главный конструктор КБ имени Туполева: «Я в сборочном цехе сидел на крыле новой машины и болтал ногами. Он подошел, покрыл меня матом и сказал: „Ты что сюда пришел, разбиваться? Ну-ка, пошел отсюда!“»

Но Лановский остался. Сейчас он главный конструктор главного конструкторского бюро России. 300 проектов летательных аппаратов, 18 тысяч самолетов, построенных за 85 лет. Все это сухие цифры. Но стоит произнести две буквы «Ту», и сразу ясно: почти целый век здесь и правда «первым делом самолеты».

На архивной записи Андрей Туполев излагает доктрину работы сотрудников КБ: «Мы хотим создать такие самолеты, которые по своей экономике могли спокойно конкурировать с железными дорогами».

Военные бомбардировщики сделали эту марку известной. Но настоящий расцвет Туполева начался в 60-х. Тогда появились модели, которые все помнят до сих пор — пассажирский Ту-134, первый в мире сверхзвуковой Ту-144 и труженик неба Ту-154.

Если самолет — детище конструкторов, то макетный цех — родильное отделение. Здесь создавались полноразмерные макеты почти всех «тушек».

Захотел клиент купить самолет, пришел, сам все увидел, посидел за штурвалом, потрогал кресло. Такую экскурсию можно сделать и на компьютере. Но как виртуально оценить, например, эргономику туалета?

Отвечать современным требованиям — это сейчас главная задача КБ. Серийный Ту-204 стал ответом европейскому «Аэробусу-320» и американскому «Боингу-757». Но первым российским лайнером мечты должен стать Ту-204–300. За почти бесшумный двигатель его прозвали «Тихим бизоном».

Конструкторское бюро Туполева начиналось с десятка энтузиастов. Сейчас здесь работает около тысячи сотрудников: программисты, дизайнеры, конструкторы. У каждого из них своя фамилия, но миру они известны под одной. Можно сказать, что это КБ — это тот самый отечественный бренд, который уже 85 лет не нуждается в ребренденге.

Философию Туполева видно не вооруженным глазом: мебель и символика советских времен рядом с современными компьютерами. Фотография нового аэробуса А-380 здесь на видном месте. На нее показывает стрелка с надписью Danger («Опасность»). Конструкторы шутят: авиация — это, конечно, романтика, но конкурентов нужно знать в лицо.

Читайте также