В России издан каталог поддельной живописи

20.10.2007, 22:21

Видео программы «Сегодня»

В Центральном доме художника открылся 23-й Антикварный салон. Однако вовсе не он и не его экспонаты оказались в центре внимания коллекционеров.

Сегодня в Центральном доме художника открылся 23-й Антикварный салон. Однако вовсе не он и не его экспонаты оказались в центре внимания коллекционеров. Рынок произведений искусства обсуждает другую новость. Впервые в мире издан каталог подделок.

Отпечатали его в России на средства частного лица, но при активном участии Россвязьохранкультуры. Именно эта служба составила список 150 фальшивок, которые недобросовестные продавцы пытались выдать за картины русских художников первой величины.

Корреспондент НТВ Егор Колыванов пытался выяснить, насколько трудно порой распознать подделку.

Можно проследить, как выглядела картина немецкого художника несколько лет назад, и что она представляет собой сейчас. Убраны некоторые детали, добавлена «русскость». Теперь полотно подписано русской фамилией.

После таких манипуляций работа моментально дорожает в десятки раз. Это лишь один из примеров, приведенных в каталоге поддельной живописи.

Анатолий Вилков, заместитель руководителя Росохранкультуры: «Издан первый каталог, в нем около 150 наименований. Более тысячи произведений нам удалось сегодня выявить, мы постепенно представим их общественности».

Вооружившись каталогом, едем к тому, кого оборот антикварной живописи касается в первую очередь — к частному галеристу. О подделках Юрий Тюфтин знает из личного опыта.

Юрий Тюхтин, галерист: «Случаи всякие бывали. За четыре года торгов у нас четыре случая возвратов. Три из них нам удалось урегулировать, за один мы рассчитались своими деньгами».

Самая распространенная махинация — подделка подписи. Работы немного, зато дивиденды приличные.

Юрий Тюхтин, галерист: «Открою коммерческий секрет. Одна из вещей была куплена где-то в районе 2–3 тысяч евро. И примерно с таким же „эстимейтом“ она выходит на аукцион у нас. Если эту вещь „переподписать“ в русскую, цена вырастает на порядок. В этом случае за полотно дадут 30–50 тысяч в зависимости от автора».

Олег Спецюра, президент аукционного дома: «Цифровой электронный микроскоп дает увеличение в 60 тысяч раз».

В этом аукционном доме давно поняли, что дешевле обзавестись первоклассной лабораторией за 2 миллиона долларов, чем платить сотни тысяч за возвращенные фальшивки.

На протяжении последнего десятилетия число подделок неустанно растет. Сейчас после экспертизы отсеивают 30–40 процентов экспонатов. Каталог лишь слегка иллюстрирует этот подпольный рынок.

Олег Спецюра, президент аукционного дома: «Лаборатория сильно ударит по дельцам, которые сделали продажу подделок своей профессией. При помощи оборудования мы можем определить перерисовку картин, добавление подписи и многое другое.

Но это также заденет самолюбие владельцев, которые уже купили фальшивые предметы искусства и гордятся ими. У таких покупателей не будет возможности осуществить возврат».

На открывшемся сегодня 23-м Антикварном салоне запросто можно купить портрет работы Репина или картину французского импрессиониста.

Доказательство их подлинности — задокументированная история картины: когда она была написана, кто владел ею и кому продавал. Каталог подделок вызвал у антикваров большой интерес и еще большее негодование, выразить которое соглашались только в приватных разговорах.

Антиквар: «Каталог затрагивает очень деликатные вопросы. Непроверенные данные выдаются за факт, который подрывает деловую репутацию. Вот у меня, например, написано „Шишкин, гравюра“.

Автор утверждает, что это какой-нибудь Шигельман из Германии. Пожалуйста, подтвердите, что это действительно Шигельман. У вас есть какие-нибудь данные о том Шигельмане?»

Большинство антикваров, с которыми мы попытались поговорить о каталоге подделок, общаться с журналистами не захотели. Но отношение к изданию крайне негативное.

Во-первых, по их словам, он подрывает авторитет русского антикварного рынка. Во-вторых, у самих антикваров много претензий как к составителям этого каталога, так и в целом к музейным экспертам, которые подчас по разным причинам ошибаются в своих заключениях о подлинности того или иного произведения искусства.