Разговор на острые темы

12.10.2007, 16:56

Видео программы «Сегодня»

Из США в Россию с важной миссией прилетели госсекретарь Кондолиза Райс и шеф Пентагона Роберт Гейтс. В Москве прошли консультации, касающиеся главного раздражителя российско-американских отношений — планов США разместить элементы ПРО в Европе. Американских посланников принял Владимир Путин.

Владимир Путин принял госсекретаря США Кондолизу Райс и шефа Пентагона Роберта Гейтса. Кроме того, сегодня же начались консультации в формате «2 плюс 2» с главой МИД России Сергеем Лавровым и министром обороны Анатолием Сердюковым.

Репортаж корреспондента НТВ Романа Соболя.

Еще до приезда в Москву Кондолизы Райс в прессе появилась информация: США пока не намерены отказываться от так называемых базовых идей в области противоракетной обороны, то есть от размещения радаров и ракетных комплексов в Польше и Чехии.

В то же время в Вашингтоне изучают и предложенную Россией альтернативу о совместном использовании Габалинской РЛС в Азербайджане. Можно предположить, что переговоры будут не простыми, но точки соприкосновения существуют.

Владимир Путин, президент РФ: «У вас есть свое видение того, как должно развиваться наше сотрудничество в этой сфере. И мы приветствуем такой конструктивный настрой. Единственное, на что я хотел бы обратить внимание: в процессе этих непростых переговоров мы рассчитываем, что вы не будете форсировать ваши прежние договоренности с восточноевропейскими странами.

Мы ведь с вами можем когда-нибудь решить, что противоракетные системы можно разместить и на Луне. Пока мы до этого доберемся, возможность договориться может быть утрачена в силу реализации своих собственных интересов».

План размещения радарных и противоракетных комплексов в Польше и Чехии Соединенные Штаты объясняют растущей иранской угрозой — якобы это вооружение призвано отслеживать ракетные старты с территории Исламской Республики и перехватывать ракеты на подступах к Европе.

В Москве считают, что у Ирана просто нет оружия такой дальности и новые американские военные базы ориентированы, прежде всего, на Россию. И если бы Вашингтон действительно опасался иранских ракет, он бы согласился с очевидным фактом: Габалинская РЛС в Азербайджане куда лучше может сканировать всю территорию Ирана. Но пока США относятся к этому предложению без энтузиазма.

Кондолиза Райс, госсекретарь США: «Несмотря на то, что между нами есть некоторые разногласия, мы будем прилагать силы, чтобы их преодолеть. Потому что у нас есть гораздо больше, чем наши разногласия. Это борьба с терроризмом и распространением ядерного оружия».

На сохранение стратегического равновесия в Европе направлено и предложение Владимира Путина расширить договор об уничтожении ракет средней и малой дальности (РСМД). Он был подписан 20 лет назад Советским Союзом и Соединенными Штатами, и обе страны его строго соблюдали. Но прочие государства — члены НАТО, не связанные договором, — такие ракеты строили.

Владимир Путин: «Нужно вести дело к тому, чтобы придать этим российско-американским договоренностям глобальный характер. Необходимо убедить других участников международного общения принять такие же обязательства. Если мы не сможем достичь этой цели, то, я думаю, нам будет сложно оставаться в рамках этого соглашения, когда другие государства активно развивают эти системы вооружений».

После встречи с президентом Путиным переговоры продолжились в формате «2 плюс 2»: министр иностранных дел Лавров, министр обороны Сердюков и госсекретарь Райс вместе с главой Пентагона Робертом Гейтсом. Переговоры закрытые, известны лишь вступительные слова участников. Их настрой можно определить как доброжелательный, но сдержанный.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «У нас пока еще остаются расхождения, незачем это скрывать. Но, как подчеркнул президент, мы хотим двигаться навстречу друг другу и готовы продолжать диалог».

Кондолиза Райс, госсекретарь США: «Я рассчитываю, что наши обсуждения пройдут в конструктивном ключе, что мы сможем достичь прогресса. Все, что делается нами, делается в духе открытости и взаимопонимания».

Темы переговоров обозначены еще на встрече с президентом Путиным. Помимо систем ПРО и договора РСМД на повестке и Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Здесь ситуация аналогичная: в свое время Россия обязалась их сократить, а европейские страны и США инициативу не поддержали.

Одностороннее разоружение явно не на пользу нашей стране, и Москва не намерена его продолжать.

Читайте также