Страшных прививок можно не бояться

12.10.2007, 16:23

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургские медики помогут челябинским коллегам провести вакцинацию на южном Урале. Между тем в самой Северной столице количество привитых горожан постоянно снижается.

Петербургские медики научат коллег из Челябинска делать прививки. В Челябинской области планируют создать дополнительные прививочные бригады, чтобы в полном объеме провести вакцинацию.

Интересно, что именно 12 октября ровно 239 лет назад Екатерина II одна из первых в России сделала себе прививку от оспы. Споры об эффективности вакцинации не утихают по сей день.

Репортаж корреспондента НТВ Юлии Олещенко.

В школьном медпункте — ажиотаж. Сезонная вакцинация против гриппа. Отношение десятиклассников к прививке позитивное, но скорее потому, что с урока отпустили.

Александр Мауткин, ученик гимназии №70: Насколько я знаю, от гриппа вообще вакцины нет. И то, что мы сейчас сделаем, это 50 на 50.

Кое-кто из 2 «Б» в ожидании прививки демонстрирует классику жанра: не может избавиться от страха.

Антон Еремин, ученик гимназии №70: «Если честно, я боюсь, просто боюсь».

И напрасно. Новые технологии позволяют обойтись без укола. Вакцину вводят через нос. Медсестра Наталья Куликова, отработавшая в школе 40 лет, делает это виртуозно. Признается, что сегодня если проблемы и возникают, то с родителями.

Наталья Куликова, медсестра: «Раньше делать прививки было проще. Имелся план по их количеству и медики его выполняли. К тому же родители знали, что делать прививки необходимо. Сейчас же родители стали юридически грамотнее и могут отказаться от прививок, неся полную ответственность за жизнь и здоровье ребенка».

В советские времена прививки были обязательно принудительные, теперь, по закону об иммунопрофилактике, обязательно добровольные. Колоть или не колоть каждый решает за себя. Но аргументов «за» всегда было больше.

В петербургском музее гигиены собрана уникальная коллекция плакатов, пропагандирующих прививки. Один из самых раритетных — 1952 года. Он призывает делать детям прививки против кори.

Интересно, что художники того времени предпочитали изображать родителей с детьми и людей в белых халатах. Но уже спустя десятилетие на смену строгому медработнику приходит добрый доктор Айболит.

Спустя десятилетие в начале 70-х не бояться уколов рекомендуют герои мультфильма «Ну, погоди!» А плакат середины 90-х предлагает населению встретиться со страшным недугом — дифтерией — лицом к лицу.

Портрет дифтерии десятитысячным тиражом напечатали после эпидемии 1988 года, вызванной волной отказов от прививок. Слухи о вреде подобной вакцинации появились в прессе. И результат оказался трагическим.

Аза Рахманова, главный инфекционист комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга: «У нас шла эпидемия дифтерии. В больнице Боткина лежало две тысячи больных, а 50 человек умерло.

А рядом Финляндия и там в 1988-м почти никто не болел и не было смертельных исходов. Финны были привиты, а мы нарушили график вакцинации, потому что появились статьи о том, что вакцина вредна».

В вакцинальном кабинете больницы им. Боткина принимают до 100 человек в день. Это по осени, когда горожане спешат защититься от гриппа, а потенциальные дачники готовятся к будущему лету и делают прививки от энцефалита.

Олег Парков, заведующий эпидемиологическим отделом ГСЭС по Санкт-Петербургу: «Я привит против всех инфекционных болезней, которые есть в календаре. Это и дифтерия, и коклюш, и полиомиелит. И ежегодно прививаюсь против гриппа».

Личный пример — лучшая пропаганда, считает главный эпидемиолог Петербурга Олег Парков. Недаром на почетном месте в его кабинете висит портрет главного санитарного врача страны, тоже показательно прививавшегося.

В рамках национальной программы иммунизации в Петербурге делается 2,5 миллиона прививок ежегодно, и увеличить эту цифру мешает только наша беспечность.

Олег Парков, заведующий эпидемиологическим отделом ГСЭС по Санкт-Петербурга: «Мы сегодня живем в вакцинозависимом обществе. То есть если мы хотя бы ненадолго прекратим делать все прививки, те инфекции, которые мы считали контролируемым, они вновь поднимут голову».

Читайте также