«Театр радости» вспоминает своего создателя

10.10.2007, 14:35

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Народному артисту России и бессменному руководителю ленинградского «Мюзик-Холла» Илье Рахлину исполнилось бы 90 лет.

Сегодня исполнилось бы 90 лет создателю и бессменному руководителю ленинградского «Мюзик-Холла» Илье Рахлину. Его не стало пять лет назад.

Мастер поставил более 150 эстрадных программ. Под его руководством театр стал известен во всем мире. Рахлин называл свое детище «театром радости, который всегда остается молодым».

О советском Мулен Руже и его гениальном создателе вспоминает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

В 1988 году Илья Рахлин по сути вернул «Мюзик-Холл» на свое историческое место. Еще в 20-х открылся первый ленинградский «Мюзик-Холл». Но чтобы вернуть театральное здание для горожан, пришлось построить два кинотеатра. Долгие годы здесь работал кинотеатр «Великан».

Артисты репетируют номера знаменитого ленинградского «Мюзик-Холла», которые сегодня знают во всем мире. Рядом с афишей гастролей театра в Китай сотрудники вывесили название стран, где побывали обладательницы стройных ножек. Экспозиция сделана к юбилею создателя театра.

Альберт Рогацкий, заслуженный работник культуры РФ, зав. режиссерским управлением Санкт-Петербургского «Мюзик-Холла»: «Это всего лишь маленькая часть подарков. Здесь можно увидеть мексиканскую шляпу, перуанскую тарелку, знаменитую вазу, сделанную из антрацита».

Антрацитовую вазу Илья Рахлин получил в Бразилии. На родине феерий и карнавалов по достоинству оценили шоу из России. Соратник Рахлина Альберт Рогацкий помнит, с каким трудом в 60-х годах создавался этот театр легкого жанра.

Чтобы открыть в СССР «Мюзик-Холл», Илье Рахлину пришлось цитировать Ленина. В Лондоне вождь пролетариата посетил «Мюзик-Холл» и назвал данное искусство самым демократичным. Это и помогло Рахлину в обкоме партии доказать, что он занимается не буржуазным, а народно-эстрадным жанром.

Когда создавался коллектив, перед Рахлиным встал вопрос: как сделать театр с французским шармом «Мулен Руж», точностью и синхронностью американского «Радио-Сити» и пластикой русского балета. Первые гастроли во Франции на сцене знаменитой «Олимпии» принесли оглушительный успех.

Альберт Рогацкий, заслуженный работник культуры РФ, зав. режиссерским управлением Санкт-Петербургского «Мюзик-Холла»: «Когда вышла газетная статья о том, что 20 блондинистых бомб господина Брежнева покорили Париж, то в этой же статье говорили и о том, какие это красивые женщины и почему на них надеты шерстяные чулки. После этого продюсер мгновенно купил артисткам колготки».

То, что сегодня кажется привычным, тогда советские зрители могли увидеть только в «Мюзик-Холле». За канкан в чулках в сеточку и красных подвязках Рахлина вызывали на ковер, а один раз партийные лидеры запретили гастроли ленинградского «Мюзик-Холла» в Харькове.

В театре музыкальной комедии танцевали точно также. Однако к современному искусству всегда возникало больше вопросов. Для того, чтобы собрать труппу, Илье Рахлину пришлось отсмотреть более шести тысяч артистов. Тогда джаз-танец и модерн были чем-то непостижимым.

Для Льва Рахлина отец всегда был примером жизнелюбия и открытости. Он не терпел серой будничности, при этом остро чувствовал фальшь и пошлость.

Лев Рахлин, режиссер, сын И. Рахлина: «Он не любил слово „варьете“ принципиально. Он хотел, чтобы был театр „Мюзик-Холл“. А если бы отцу пришлось создавать его второй раз, он называл бы „Мюзик-холл“ театром радости».

Читайте также