Под маской Арлекина скрывался гениальный режиссер

09.10.2007, 14:00

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На сцене Александринского театра дают легендарный спектакль Джорджо Стрелера «Арлекин — слуга двух господ». Постановка пережила 11 режиссерских редакций.

На сцене Александринского театра дают легендарный спектакль Джорджо Стрелера «Арлекин — слуга двух господ». Комедия Карло Гольдони, созданная Джорджо Стрелером в традиции итальянской комедии масок, была в числе первых постановок театра Пикколо, открывшегося в Милане в 1947 году.

Спектакль пережил 11 редакций, став своеобразной визитной карточкой итальянцев. Петербургские вечера посвятили 300-летию Карло Гольдони и 60-летию театра Пикколо.

Одну из лучших постановок XX века увидел корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Сцена Александринского театра на два дня превращена в венецианскую площадь — такую, на которой во времена Гольдони разыгрывались площадные представления. Театр дель арте — это там, где актеры ссорятся, мирятся, импровизируют, а на самом деле у Стрелера никогда не бывает импровизаций. У него все отрепетировано: от жеста до интонации.

Перед спектаклем «Арлекин — слуга двух господ» актеры обязательно проходят музыкальные сцены. Важная составляющая представления великого Джорджо Стрелера должна звучать идеально с любой площадки.

Актеры привыкли играть свой легендарный спектакль во многих театрах мира. В этом году исполнилось 300 лет Карло Гольдони, 60 лет театру Пикколо и спектаклю.

Сразу три круглые даты — веский повод привести «Арлекина» на фестиваль национальных театров в Александринке. Проблем с переносом действия на большую сцену у режиссера Стефано де Лука не возникло.

Стефано де Лука, режиссер миланского театра Пикколо — Театра Европы: «Особых проблем не было потому только что мы этот спектакль играли в Ла Скала по случаю юбилея. Мы привыкли выкручиваться и играть на очень больших площадках, но здесь нам повезло. Мы играем в одном из самых красивых театров мира».

Стефано де Лука работал со Стрелером десять лет. Режиссер вместе с актерами сохраняют главный спектакль театра, тем самым продолжая творческий курс Стрелера. Некоторые сцены уже хорошо известны театралам и стали просто хрестоматийными. Например, та, с запечатыванием письма хлебным мякишем.

Ферручо Солери сравнивают с лучшими комиками прошлого и даже называют Чаплином наших дней. Своего Арлекина он уже играет более 40 лет. Чтобы быть в превосходной физической форме 77-летний актер делает специальные упражнения для разогрева мышц и поддерживает температуру в гримерной не меньше 40 градусов.

Ферручо Солери, актер миланского театра Пикколо — театра Европы: «Такая температура необходима для того, чтобы тело было свободным и эластичным, чтобы еще и еще раз играть Арлекино».

Это Стрелер ввел Арлекина — типичного персонажа комедии дел арте — в «Слугу двух господ» Гольдони, чтобы подчеркнуть стиль и время драматурга, — XVIII век. И этим сделал свою постановку долговечной.

В зале не было свободных мест, люди смотрели на Арлекина даже стоя. Синхронный перевод иногда пропадал на экране, но публике он был и не нужен. Смешные перепалки всем хорошо понятны.

Но, как признался нам Ферручо Солери, играть вне времени невозможно: Стрелера нет с ними уже десять лет.

Ферручо Солери, актер миланского театра Пикколо — театра Европы: «Мы меняем необходимый минимум».

Весь спектакль Ферручо играет Арлекина в маске, не только потому что это дань жанру. Есть театральная легенда, что это маска — загадка Стрелера. За ней скрывает лицо не просто актер, а, как может показаться, сам режиссер.

Читайте также