Дебют мэтров на сцене Большого

05.10.2007, 21:52

Видео программы «Сегодня»

Режиссер Валерий Фокин никогда прежде не ставил оперы, а пианист Михаил Плетнёв не дирижировал оркестром ГАБТ.

Большой театр открывает 232-й сезон премьерой «Пиковой дамы» П. И. Чайковского. Более традиционный выбор трудно представить. Эту оперу впервые поставили в конце XIX века, и с тех пор она пережила десятки удачных и не очень интерпретаций.

Нынешнюю версию называют «дебютом мэтров» — режиссер Валерий Фокин никогда прежде не ставил оперы, а пианист Михаил Плетнёв — не дирижировал оркестром Большого. Елена Образцова, правда, не раз пела Графиню, но удивить обещает и она.

Новое прочтение классики оценил корреспондент НТВ Георгий Гривенный.

Режиссер Валерий Фокин занимает место в центре зала, а в оркестровой яме рабочий инструмент берет в руки дирижер Михаил Плетнёв — привычные жесты в непривычном месте. Оба впервые делают это, да еще и в Большом. Они оба нигде и никогда раньше не ставили оперы.

Фотографы, камеры и диктофоны просто не умещаются в фойе. Журналисты мучают известного драматического постановщика, как ему работается в новом амплуа.

Валерий Фокин, режиссер-постановщик оперы «Пиковая дама»: «Я наизусть выучил оперу, понимаете? То есть я провел десятикратную работу».

Второй дебютант сразу предупреждает: если кто-то ждет от постановки вольной трактовки музыки Чайковского и какой-то авангардной режиссуры, то он не дождется.

Михаил Плетнёв, дирижер-постановщик оперы «Пиковая дама»: «Такую режиссуру я ненавижу просто. Здесь этого не будет. Изначально, при первой же встрече с Валерием Владимировичем, я понял, что он действительно хочет раскрыть именно партитуру Чайковского».

И все же «Три карты» в начале нового сезона покрыты плотной завесой тайны, особенно если учесть, что «Пиковая дама» — это классика оперного жанра и одно из фирменных блюд ГАБТ.

О многолетних традициях постановки «Пиковой дамы» в Большом театре лучше всего рассказывает картинная галерея. Здесь и Герман, если можно так выразиться, образца 1945 года, и Лиза 1944 и 1960, а также графиня почтенного возраста — ей ровно 80, постановка 1927 года.

О своей графине Елена Образцова говорит: новая постановки и образ новый.
Елена Образцова, народная артистка СССР: «Она молодая, она стареющая Марлен Дитрих, а не бабка, не старуха. Она осталась жить в прошлом веке, не хочет стариться и не хочет уподобляться нынешней молодежи».

В целой серии премьер обнаруживается еще одна — грузинский тенор Бадри Майсурадзе. Воспитанный на итальянской опере, он впервые за долгое время поет на русском. Дебютант не расстается с реквизитным пистолетом — готовится ко встрече с графиней.

Бадри Майсурадзе, исполнитель партии Германа: «За рубежом пою, конечно, русскую музыку. Но здесь я бы не хотел своих обманывать. Сейчас я, видимо, перерос уже более-менее, и прононс стал поприличней. Рискую, конечно, но посмотрим, что будет».

Эти же слова «посмотрим, как будет» можно смело сказать и о премьере в целом. Зрителям совершенно точно скучать не придется.

Читайте также