Две Кореи хотят стереть запретную черту

02.10.2007, 15:04

Видео программы «Сегодня»

В Пхеньяне встретили президента Южной Кореи. Это второй двусторонний саммит лидеров государств Корейского полуострова за более чем полвека.

В Пхеньяне встретили президента Южной Кореи. Это второй двусторонний саммит лидеров государств Корейского полуострова за более чем полвека. Первая такая встреча состоялась 7 лет назад и стала настоящим прорывом в отношениях двух стран. Чего стоит ждать в этот раз? Ответ на этот вопрос искал корреспондент НТВ Андрей Аскоченский.

Отправляясь на север, Но Му Хен открытым текстом предостерегал от эйфории, мол, несмотря на достигнутые успехи в межкорейском диалоге, на пути к окончательному взаимопониманию по-прежнему полно препятствий.

Поэтому форсировать процесс не нужно, да и попросту невозможно. Словно в подтверждение этих слов лидер КНДР Ким Чен Ир в ходе первой встречи был подчеркнуто сдержан в эмоциях, если вовсе не безучастен. Посмотрим, дескать, с чем вы пожаловали.

Для Сеула программа максимум — это заключение мирного договора. Формально обе Кореи вот уже более полувека находятся в состоянии войны. В повестке дня также ядерное досье и экономическое сотрудничество.

Но Му Хена сопровождает большая делегация: промышленники, политики и деятели культуры. Тем не менее сам факт подобного саммита, второго за всю историю двусторонних отношений, — уже повод для радости.

Первый проходил 7 лет назад. Он, собственно, и положил начало активному диалогу. А тогдашний южнокорейский президент Ким Дэ Джун во многом благодаря той встрече получил Нобелевскую премию мира.

Завтра в Пхеньяне начнутся переговоры, а сегодня — день символических жестов, начало которым положил пеший переход Но Му Хеном желтой линии, обозначающей границу между двумя государствами.

Но Му Хен, президент Южной Кореи: «Сегодня я как президент пересекаю эту запретную линию. Надеюсь, что когда я вернусь домой, моему примеру последуют другие, а в дальнейшем сама эта линия будет стерта».

То есть рано или поздно Корея должна стать единой. Кстати, эта мысль всегда будоражила умы и в Сеуле, и в Пхеньяне. С тех самых пор, когда после Второй мировой войны на Корейском полуострове по разные стороны 38-й параллели (в советской и американской зонах оккупации) появились два государства.

Но объединять страну каждый режим хотел по своим правилам, что в конечном счете привело к войне начала 50-х годов. Северян в этой войне поддерживал Китай и Советский Союз (последний помогал специалистами и ценными советами). Политику южан одобряли Соединенные Штаты.

Дело чуть было не закончилось ядерным ударом. На этом, по крайней мере, настаивал командующий американским контингентом генерал Макартур.

Война закончилась ничем. Пхеньян и Сеул строили непохожие модели общества, злобно поглядывая друг на друга сквозь брустверы укреплений по обеим сторонам демилитаризованной зоны.

Ситуация в Корее и сейчас остается одним из наиболее сложных вопросов мировой политики. Чего стоил недавний ажиотаж вокруг испытаний северокорейской ядерной бомбы.

Потом, правда, Пхеньян дал задний ход и согласился заморозить ядерную программу в обмен на помощь из-за рубежа и выход из международной изоляции.

Результат нынешнего саммита, по мнению всех наблюдателей, трудно прогнозируем. Все, разумеется, надеются на успех.

Читайте также