Тысячи израильтян спешно покинули свои дома и переселились во временные убежища. В стране начали отмечать Суккот праздник, который напоминает о странствованиях пророка Моисея.
Сегодня тысячи израильтян спешно покинули свои дома и переселились во временные убежища. Речь не идет о массовой эвакуации в связи со стихийным бедствием или войной.
Просто именно сегодня, по древней иудейской традиции, нужно оставить свой дом, запастись фруктами и переехать в построенный из пальмовых ветвей шалаш. В Израиле начали отмечать Суккот праздник, который напоминает о странствованиях пророка Моисея.
К тем, кто чтит обычаи, присоединился корреспондент НТВ Алексей Ивлиев.
«Веселого праздника, евреи! Приходите на рынок синагоги, здесь есть все для суккота!» Это обычный вид рекламы в ультраортодоксальном районе, где верующие не читают газет, не слушают радио, не смотрят телевизор.
Но зачем она нужна, если сейчас и так буквально весь Израиль занят строительством шалашей, которые здесь называют сукка?
В Иерусалиме все, у кого есть садики, сукки, деревянные ящики, размещают в садиках. У кого нет садиков на балконах. У кого нет балконов обивают деревянными досками окна собственных квартир.
Так и живут религиозные семьи в подобных деревянных контейнерах в течение недели в память о 40 годах, когда народ во главе с Моисеем путешествовал по пустыне.
Сукки бывают и совсем простые, а бывают как у Менахема Фельдмана, который построил свой шалаш прямо в квартире. У ультраортодоксального раввина, как он сам выражается, пока всего 15 детей и больше 80 внуков.
Для изготовления панно на стене сукки, внутри которого бежит ручей, у одного из сыновей ушло ровно три месяца. Через неделю все это великолепие будет выброшено, так как к следующему суккоту дети изготовят новые украшения.
Менахем Фельдман, раввин: «Еврей должен не только исполнять заповедь, но и украшать ее, придать ей красоту и великолепие. В этом смысл суккота».
Раввин говорит, что обычаю строить шалаши из пальмовых ветвей уже тысячи лет, и объясняет его происхождение.
Менахем Фельдман, раввин: «Во время исхода из Египта путь был очень тяжелый: ветра, дожди и палящее солнце. Но Господь сделал так, что вокруг еврейского народа было облако, которое, как шатер, защищало нас от непогоды. И в память об этом мы на суккот ставим шалаши».
Узкие улочки религиозного квартала напоминают большой елочный базар в предновогодние дни в России шумно, весело, всюду украшения и мишура. Но вместо елок, как на наш Новый год, здесь все покупают четыре вещи: пальмовый отросток, мирт, ветви вербы и странный фрукт этрог.
Михаил Гринберг, директор издательства «Мосты культуры»: «Это цитрусовый фрукт, это не лимон, это не апельсин. Его никогда не едят никогда, потому что в нем очень много зерен, но зато у него великолепный запах».
Книгоиздатель Михаил Гриндберг показывает нам, как правильно выбрать все четыре обязательных для суккота предмета. Когда на Обнаружено крохотное пятнышко на этроге и его цена сразу же падает с 200 шекелей до пяти.
Михаил Гринберг, директор издательства «Мосты культуры»: «Все должно быть красиво, не должно быть изъянов. Мы должны принести к празднику самое лучшее, самое качественное».
Абсолютно все заповеди в суккот выполняют лишь религиозные семьи. Но отмечают суккот все израильтяне, и шалаши в течение этой недели можно увидеть почти в каждом доме.