Война компроматов по-грузински

26.09.2007, 20:35

Видео программы «Сегодня»

Экс-министр обороны Грузии выбрал удачный момент для атаки на президента — Саакашвили сейчас в Нью-Йорке на сессии Генассамблеи ООН. Обвинение в военных авантюрах и уголовных преступлениях из уст влиятельного и информированного политика вряд ли обрадуют американские власти, чьей поддержкой гордится грузинский лидер.

Политический скандал, накануне разразившейся в Грузии, сегодня был сдобрен новой порцией компромата. Выступая в эфире телеканала «Имеди» экс-министр обороны и некогда ближайшие соратник Саакашвили Ираклий Окруашили огласил новый список убийственных разоблачений.

Саакашвили обвиняют в финансовых махинациях, организации заказных убийств и секретной силовой операции по захвату Южной Осетии.

Даже принимая во внимание начало предвыборной кампании Окруашвили и необходимость эффектного возвращения в большую политику, обвинения подобного рода в адрес главы государства — событие из разряда чрезвычайных. Сам Саакашвили сейчас находится в Нью-Йорке на Генассамблее ООН и хранит молчание.

О войне компроматов, вспыхнувшей накануне очередной годовщины «революции роз», расскажет корреспондент НТВ Владимир Чернышёв.

Толпа на тбилисской улице — словно воспоминание о «революции роз», только теперь это скорее попытка «розовой контрреволюции». В Тбилиси открыта запись в новую оппозиционную партию — после вечерних заявлений Ираклия Окруашвили к нему потянулись противники нынешнего президента.

Реваз Ормоцадзе: «Сегодня в нынешней Грузии я не вижу другой силы, которая может консолидировать общество».

Бывший министр обороны знает, что лучшая оборона — нападение. Когда-то они вместе с Саакашвили победили под лозунгом «Грузия без Шеварднадзе». Теперь Окруашвили поднимает лозунг «Грузия без Саакашвили». Он делал вместе с президентом «революцию роз», а теперь обвиняет бывшего шефа не только в коррупции, узурпации власти, но и в организации убийств.

В Грузии, где политика подвержена южным эмоциям, подобные слова бывшего соратника могут дать толчок к большой политической борьбе за власть и свидетельствовать, что политическая элита Грузии расколота. И часть ее недовольна Саакашвили, если его самый яростный соратник ушел в непримиримую оппозицию.

Окруашвили явно испортил Саакашвили нью-йоркские впечатления от речи Джорджа Буша в ООН, где Грузия фигурировала как страна, твердо вставшая на путь демократии. Например, Окруашвили вспомнил, как президент давал поручение физически устранить бизнесмена Бадри Патаркацишвили.

Ираклий Окруашвили, в 2004–2006 министр обороны Грузии: «В июле 2005 года между президентом и мной состоялась одна из бесед. Он спросил, что я думаю о том, как бы избавиться от нашей главной опасности. Я спросил, что он подразумевает под опасностью, и он назвал имя одного человека — Патаркацишвили. Президент привел конкретный пример, как можно от него избавиться — также как от Рафика Харири, которого взорвали в машине».

Окруашвили говорит, что встречался с людьми, которые работают на американцев, чтобы они пресекли жестокие намерения грузинского президента. Бадри Патаркацишвили в итоге остался жив.

Несколько лет назад соратник Бориса Березовского нашел убежище в Грузии, когда в России был объявлен в федеральный розыск. Потом он поссорился с президентом Саакашвили и покинул Грузию. Его реакции на информацию Окруашвили почти благодарная.

Бадри Патаркацишвили: «После заявления Окруашвили я смогу сэкономить на охране. Теперь вряд ли кто-либо решится что-то со мной сделать. Думаю, сейчас будут беречь меня как „зеницу ока“».

В свои 34 года Окруашвили сделал молниеносную карьеру после прихода к власти Михаила Саакашвили. Жесткий, невероятно амбициозный, он долго считался едва ли не правой рукой грузинского лидера. Казалось, что он без пяти минут премьер-министр.

Часто его высказывания были более непримиримыми, чем мог себе позволить сам президент. Это Окруашвили сказал, что новый 2007 год будет встречать в Цхинвали, столице Южной Осетии. Как оказалось, Саакашвили планировал военный захват непризнанной республики, но не решился. Этим и разозлил Окруашвили.

Ираклий Окруашвили: «Был разработан детальный план спецоперации, как без больших потерь вернуть Цхинвали. Весна 2006 года была названа крайним сроком. План был согласован между несколькими людьми, то есть о нем знали президент, я, Мерабишвили, Адеишвили и, кажется, Бокерия».

Эдуард Кокойты, президент Южной Осетии: «Заявления, сделанные экс-министром обороны Грузии Ираклием Окруашвили, наглядно показывают, какое государство сегодня граничит с Южной Осетией, насколько слабы устои демократии в Грузии и насколько коррумпированные люди руководят этим государством».

Для наблюдателей неудивительно, что Окруашвили повернул орудие в сторону Саакашвили. Говорят, что он был отправлен в отставку после едва ли не драки, вспыхнувшей между ним и президентом. Окруашвили ушел, но обещал вернуться. И вот он вернулся, чтобы отомстить за обиду.

В прямом эфире его спросили о загадочной смерти еще одного соратника Саакашвили — премьера Зураба Жвании. И Окруашвили ответил очень прозрачными намеками. Главная сенсация — тело Жвании было привезено в ту квартиру, где якобы было обнаружено.

Ираклий Окруашвили: «Я не стану спекулировать на тему, что Зураб Жвания был убит — у меня на этот счет нет информации. Но я знаю, что тело Жвании привезли в тот дом, а потом объявили, что именно там он и был найден мертвым».

Родственники Зураба Жвании и раньше не доверяли официальной версии, а теперь решили специально встретиться с Окруашвили, чтобы он подтвердил их сомнение.

Георгий Жвания, брат Зураба Жвании: «Это очень информированный человек, он входил в очень узкий круг людей, которые принимали решения в этом государстве».

Для атаки на президента Окруашвили выбрал удачный момент — Саакашвили сейчас за океаном, в Нью-Йорке, на сессии Генассамблеи ООН. Планы военных авантюр грузинского лидера, обвинение в уголовных преступлениях из уст влиятельного и информированного политика вряд ли обрадуют американские власти, чьей поддержкой Саакашвили гордится.

Ведь, судя по реакции внутри Грузии, многие грузины склонны доверять информированности бывшего министра обороны.

Читайте также