Как экран научили улыбаться

19.09.2007, 21:43

Видео программы «Сегодня»

Отпраздновал юбилей символ, без которого почти невозможно представить современный «эпистолярный жанр».

Отпраздновал юбилей символ, без которого современный «эпистолярный жанр» в email и SMS представить так же трудно, как классические письма — без знаков препинания.

Ровно 25 лет назад американский профессор Скотт Фалман набрал двоеточие, тире, скобку — и назвал это смайликом. Так экран научили передавать настроение.

За четверть века семейство смайликов разветвилось и расплодилось: есть уже смайлик-удивление, смайлик-сарказм, смайлик-скепсис… и так на все случаи жизни. При помощи клавиш теперь можно выразить любую, даже самую сложную эмоцию, обозначив ее силу количеством скобок.

Корреспондента НТВ Владимир Чернышёв вгляделся в интернет-улыбку.

Профессор Фальман всю жизнь работал над изучением искусственного разума, но в историю вошел, породив своим, человеческим разумом ,символ живого общения в электронном веке.

25 лет назад компьютеры в СССР называли ЭВМ, а Интернет даже в мире был уделом избранных первопроходцев. Скотт Фальман пошутил в чате, а потом испугался, что его шутку примут за правду. Как передать улыбку через монитор в 1982-году профессор не знал и внес конструктивное предложение.

Скотт Фальман: «Сама идея смайликов мне пришла, когда я хотел каким-то образом помечать несерьезные предложения. Я подумал, что именно двоеточие, тире и скобка составляют смешную рожицу. Я очень рад, что этот символ приносит радость людям уже на протяжении 25 лет. А денег за эту идею я не получаю. Пусть смайлик просто поднимает всем настроение».

Теперь две точки со скобкой — универсальный знак отражения эмоций в электронном мире: в почте, в SMS-сообщениях,в чатах и даже в редких ныне рукописных посланиях. Повернуть скобку в другую сторону — и вот изображение райнего неудовольствия.

Можно просто констатировать свое настроение в данную минуту, обозначить поцелуй, скепсис, подмигивание и даже крик. За 25 лет развития Интернета и мобильной связи смайлик менялся так, что его и не узнать порой. Эпистолярный XIX век мог только мечтать о таком кратком, но емком изображении эмоци.

Егор Еремеев: «Например, я люблю использовать дьяволенка, или смайлик, который обозначает попу. В свое время он был популярен: скобочка, подчеркивание, восклицательный знак, подчеркивание, еще одна скобочка».

Юлия Хабло: «Мне очень нравится смайлик, который выражает удивление. Когда получается общаться больше, тогда я выбираю какие-нибудь военные смайлики или мальчик-девочка».

Профессор Фальман лишь закрепил клавиатурой то, о чем еще литераторы мечтали. Владимир Набоков, например, за несколько лет до появления Интернета мечтал о новом типографском знаке — перевернутой скобке, что отражало бы улыбку на бумаге.

Максим Кононенко, журналист: «Это вообще очень удобный механизм. Казалось бы такое примитивное изобретение, но когда ты можешь приклеить эмоцию, причем невыписанную словами, а воспринимаемую совершенно бессознательным образом. Ты как бы видишь, что написавший тебе человек улыбается или кривится. Это действительно работает».

Теперь смайлики есть на стенах кафе, на брелоках и на майках. И такой копирайт даже Форест Гамп претендовал.

Нельзя сказать, что смайлик облегчил человечеству общение или внес в него дополнительные эмоции. Он лишь схематизировал известные выражения человеческого лица. И улыбки, и смайлики бывают и фальшивыми. Но в виртуальном мире, где вместо людей — безликие ники, и такие лица добавляют человечности.

Читайте также