Ученый, который опередил время

17.09.2007, 20:46

Видео программы «Сегодня»

Человечество вспоминает Константина Эдуардовича Циолковского, ученого-самоучку, которого долго не принимали всерьез.

Человечество вспоминает Константина Эдуардовича Циолковского, ученого-самоучку, которого долго не принимали всерьез. Еще бы, ведь он опередил время почти на столетие.

Энциклопедии перечисляют десятки его изобретений и открытий, которые в массовом сознании слились в одну лаконичную характеристику «основоположник космонавтики». Сам Циолковский говорил про это так: «Планета есть колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели».

Корреспондент НТВ Егор Колыванов отправился посмотреть, как чествуют героя в Калужской области. Там скромный учитель гимназии написал первые научные труды.

Старичок в пенсне и валенках смотрит в небо. Таким увидел Константина Циолковского скульптор. К такому образу ученого придется привыкать жителям городка Боровск, что в Калужской области.

Сергей Бычков, скульптор: «Это памятник чудаку. Патетических памятников тому же Циолковскому уже очень много. А на самом деле это был простой учитель, который в свободное время занимался, как сейчас говорят, креативными изобретениями».

Талантливый самоучка с польско-русскими корнями, принято было считать, родился в семье лесничего. Но на самом деле отец ученого из польских дворян и в России был, скорее, небогатым мелким чиновником по лесному делопроизводству. В Боровске Циолковский получил первую официальную должность — учителя арифметики и геометрии.

В доме, где жила семья Циолковского, теперь музей-квартира: фотографии, личные вещи, самодельный токарный станок. На нем ученый вытачивал деревянные модели и испытывал их в аэродинамической трубе. В этом доме Константин Циолковский прожил всего год, поэтому вещей, принадлежавших семье ученого, здесь сохранилось не очень много.

Его интересовало все, что летает: воздушные змеи, шары. Он разработал управляемый дирижабль, но на строительство и испытания в России денег не хватило. Занимавшийся воплощением проекта австрийский ученый Шварц уехал в Германию, и уже там в небо поднялись первые цеппелины. Циолковский в это время по-прежнему школьный учитель.

Оксана Бубликова, научный сотрудник музея: «Вторая часть ответа на вопрос учителя в рисунке. Стоит две огромных „пятерки“, так как Циолковскому, видно, эта работа очень понравилась, а был он человек эмоциональный».

В голове не укладывается: как в этой двухэтажной бревенчатой избе человек мог планировать полеты в космос с помощью реактивных двигателей? Циолковский называл их «заатмосферные путешествия». Уже в конце XIX века он рассчитал зависимость между скоростью ракеты, скоростью истечения газов из сопла, массой ракеты и массой взрывных веществ, доказав возможность исследования мировых пространств реактивными приборами.

К сожалению, Циолковский не дожил до полетов в космос. К счастью, не узнал и о бомбардировках ракетами. Немецкий ученый Вернен фон Браун, занимавшийся разработкой этого оружия для фашистской Германии, во многом опирался на исследования русского ученого. Многие идеи и прогнозы Циолковского до сих пор на грани фантастики.

Читайте также