Израиль и Литву поссорило эхо войны

15.09.2007, 20:35

Видео программы «Сегодня»

В Вильнюс для дачи показаний приглашен экс-директор крупнейшего иерусалимского музея Холокоста Ицхак Арад. Ветерана Второй мировой обвиняют в преступлениях против человечества.

Громкий международный скандал разгорается между Литвой и Израилем. В Вильнюс для дачи показаний приглашен экс-директор крупнейшего иерусалимского музея Холокоста Ицхак Арад.

Прокуратуру заинтересовало его военное прошлое и антифашистская деятельность или, как указано в запросе, «служба в советском отряде НКВД». Так литовская сторона называет партизанский отряд, в котором Арад воевал подростком в годы Великой Отечественной.

Известно, что в оккупированной нацистами Литве погибли 140 тысяч евреев. Арад потерял всю семью, но выжил. После Второй мировой он сделал академическую карьеру и получил международное признание.

Арад является крупнейшим специалистом по истории геноцида литовских евреев. Министерство юстиции Израиля уже предупредило, что если ученый согласится приехать в Вильнюс, то рискует оказаться под следствием.

Корреспондент НТВ Алексей Ивлиев следит за развитием этого сенсационного дела.

Ицхак Арад показывает нам свою единственную сохранившуюся фотографию, когда он, чудом избежав уничтожения в гетто, примкнул в возрасте 15 лет к партизанскому отряду.

Именно тогда был приказ командования всем партизанам взять себе вымышленные имена, чтобы фашисты не могли уничтожить семью, если схватят подпольщика. Так Исаак стал Толиком. Все близкие его к тому моменту были уничтожены, но приказ есть приказ.

Сегодня 81-летний эксперт номер один в мире по проблеме уничтожения евреев в Прибалтике с интересом ждет документов с обвинением из Прокуратуры Литвы, которые он называет абсурдными.

Ицхак Арад, 1972–1993 — директор музея Холокоста «Яд Вашем»: «В конце сентября 1941 года всех евреев моего местечка Свинчёнис взяли в плен — 33 тысячи евреев изгнали за город и расстреляли. Я убежал. Так что меня могли обвинить тоже, что я убежал из-за расстрела».

История берет свое начало после обретения независимости Литвы. Литовское правительство решило создать комиссию по расследованию преступлений времен Второй мировой войны. И разделило ее на две подкомиссии: советская и немецкая оккупация.

Ицхака Арада, возглавлявшего тогда Музей катастроф «Яд Вашем» в Иерусалиме, попросили стать руководителем одной из них. Но вскоре деятельность Арада перестала нравиться литовским националистам, и глава одной подкомиссии обвинил главу другой. Националиста возмутило то, что Арад дал показания против двух литовских фашистов, скрывавшихся от возмездия в Америке.

Ицхак Арад: «Их изгнали не за то, что они убивали людей, евреев, русских, белорусских партизан. Когда вошли в Соединенные Штаты, они не подписали, что служили немцам».

Сразу после депортации из США в Литву этих двух литовцев, сражавшихся на стороне фашистов, Генеральный прокурор Литвы направил письмо в Израиль. Он намеревался выяснить, не причастен ли сам эксперт к каким-либо преступлениям, когда он находился в партизанском отряде.

«Генеральная прокуратура Литовской республики проводит расследование в отношении Ицхака Арада. Он подозревается в преступных действиях, которые, возможно, совершил во время службы в советском отряде НКВД во время Второй мировой войны на территории оккупированной Литвы. Они оцениваются как преступления против человечества», — говорится в официальном документе.

Из более чем 200 тысяч евреев, оставшихся на территории Литвы во время немецкой оккупации, до освобождения дожило менее десяти тысяч человек.
Бригадный генерал Ицхак Арад, основавший Музей катастрофы «Яд Вашем» в Израиле — один из немногих счастливчиков. Но в тоже время он неудобный свидетель для тех, кто хотел бы переписать историю.

Несмотря на солидный возраст, ветеран каждый день по четыре-пять часов работает над новой книгой. Он считает, что обязан донести до мира трагедию литовских евреев. И как и тогда, в19 41 году, Арад не намерен сдаваться.

Ицхак Арад: «У евреев в Литве был небольшой выбор: идти к месту казни и быть убитым, или остаться в живых, то есть уйти в леса, податься к партизанам и воевать. Не было другого пути вообще. Скажу больше, я горжусь тем, что это сделал, потому что я считаю, что эти убийцы моего народа, убийцы миллионов советских людей».

В нынешней Литве воспоминания Ицхака Арада раздражают многих. Сейчас там создан музей литовских лесных братьев-освободителей. А потому свидетельство очевидца о том, что сотне из немецкой зондер-команды не под силу было бы уничтожить сотни тысяч евреев, если бы не помощь со стороны добровольцев из числа националистов, хотели бы просто не слышать.

Читайте также