Великому газовому пути — 40 лет

14.09.2007, 21:49

Видео программы «Сегодня»

Один из промышленных гигантов Советского Союза, газопровод «Средняя Азия — Центр», празднует юбилей.

Сегодня юбилей одного из промышленных гигантов Советского Союза — ровно сорок лет назад закончилось строительство газопровода «Средняя Азия — Центр».

Пять тысяч километров его труб проходят по территории четырех стран, доставляя туркменское и узбекское голубое топливо в Россию и в Европу. На юбилейных торжествах в Саратове и в казахстанском Атырау побывал корреспондент НТВ Роман Соболь.

На кадрах хроники можно увидеть оазис в туркменской пустыне, где горит вода. Это выходит природный газ. Его так много, что если в правильном месте разворошить песок и чиркнуть спичкой, можно вскипятить чай.

Разработка месторождений началась здесь в середине 60-х. Но как доставить все это богатство в промышленные центральные районы за три тысячи километров? Таких газопроводов в мире тогда еще не было.

Пётр Мурованый, строитель газопровода «Средняя Азия — Центр»: «Все начиналось с нуля, буквально все. Потому что не было ни персонала, ни оборудования, ни технологий».

Строители получили особое задание партии — газопровод сдать в 1967 году, к 50-летию Октября.

Владимир Чумаков, бывший генеральный директор объединения «Средняя Азия Трансгаз»: «Строительство газопровода проходило в очень сжатые сроки: стране был нужен газ. И это не такие пафосные слова. Он действительно был нужен. Потому что газ шел на экспорт, и нужна была валюта».

Траектория газопровода повторяла Великий шелковый путь древности: по пустыням Туркмении, Узбекистана, солончакам Казахстана в саратовские степи. Жара и песок. Идущая машина оставляет шлейф, как сбитый самолет. Пыль оседает на узлах механизмов, не спасают ни фильтры, ни изоляция.

Вся проблема — в местной почве. Трудно сказать, чего здесь больше, глины, песка или соли. Эта соль очень едкая. Например, легковой автомобиль выдерживает 2–3 года — ржавеет. Спецтехника работает дольше. А труба должна служить 30 лет, таков расчетный срок.

На самом деле газопровод, построенный 40 лет назад, в целом сохранился. Меняют лишь отдельные участки.

На всесоюзном испытательном полигоне — принципиально новые трубы, турбины, автоматика и первые в Союзе здания из железобетонных плит.

В 1967 году в кишлаки пришло искусство. Сюда привезли передвижную выставку Третьяковской галереи. На кадрах хроники видно, как бородатые старейшие сосредоточенно изучают репродукцию «Иван Грозный убивает своего сына».

За 40 лет многое изменилось. Вдоль газопровода выстроены новые поселки, а тех, кто работал на той стройке, разделили государственные границы. Они не виделись больше 10 лет и встретились на юбилейных торжествах.

«Газовик — это ж не национальное понятие. Здесь нет нации, и казах — газовик, и узбек, и туркмен — все газовики», — рассказывает один из строителей.

Байрам Турсунбаев, генеральный директор Атырауского филиала компании «Казтрансгаз»: «Те же трубы большого диаметра, те же запасные части и те же узлы, детали для ремонтов агрегатов. Мы действительно кровно связаны с Россией и мы спокойно работаем с Россией».

Алексей Миллер, председатель правления ОАО «Газпром»: «Система газопровода „Средняя Азия — Центр“ — это один важнейших факторов добрососедских отношений между Россией и странами Средней Азии. В перспективе объемы поставок газа из этого региона будут увеличиваться и достигнут почти 100 миллиардов кубических метров газа. Конечно же, для этого требуется реконструкция и модернизация».

Сто миллиардов кубометров — это в полтора раза больше, чем во времена Советского Союза. Еще в планах значится строительство Прикаспийского газопровода. Проект, реализовать который можно лишь в самом тесном сотрудничестве наших стран. Благо, за 40 лет накоплен большой опыт.