Боевой танк возвращают из прошлого

07.09.2007, 12:42

Специалисты закончили реставрацию танка, который 60 лет пролежал на дне Невы. Теперь он станет одним из экспонатов музея Прорыва блокады Ленинграда.

В Шлиссельбурге закончили реставрацию танка БТ-5 времен Второй мировой войны. Его подняли со дна Невы в районе Невского пятачка, и теперь хотят поставить в качестве экспоната в музее Прорыва блокады Ленинграда.

О сложности реставрации боевой машины рассказывает корреспондент НТВ Наталья Дубровская.

Игорь Гончар реставрировал все танки, поднятые в последние годы с невского дна. Сейчас старательно золотит последний болт: он будет символом окончания работы над танком БТ-5.

Самым сложным для реставраторов оказалось подобрать гайки на замену ржавым. На танке все запчасти американского производства — болты дюймовой резьбы — отечественные пришлось подгонять. Разбирали конструкцию аккуратно, вручную.

Игорь Гончар, реставратор: «По другому никак нельзя: на бортах танка двойная броня, внутри спрятаны амортизаторы. Когда один лист снимаешь, надо раскручивать все до конца. Для этого пришлось дорабатывать ключи».

Этот БТ-5 был куплен в США, причем у частной инженерной фирмы. Заокеанские идеи конструкторской мысли использовали уже для других советских танков 30-х годов. Машины, которые делали в стране после этой серии, в том числе и Т-34, компоновали по примеру быстроходного БТ-5.

На гусеничном ходу машина могла развивать скорость до 45 километров в час. Двигался танк при надобности и на колесах при средней скорости в 75 километров в час.

Игорь Девятников, сотрудник музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»: «Яркая особенность этого танка — двойной двигатель. Он мог ходить на гусеничной ленте, а также, если ее снять, привод переключался на колесо, и машина шла на колесах».

Танк пролежал на дне Невы больше 60 лет. 12-тонный БТ-5 участвовал в боях Великой Отечественной. Затонул он там, где наши войска переправлялись на Невский пятачок.

Говорят, в этом районе находится еще четыре танка. Два из них уже обследовали. Сколько еще объектов в невских водах неизвестно: поисковики уверены, что на дне сегодня — кладбище боевых единиц.

От найденного советского штурмовика ИЛ-2 остался лишь ржавый корпус. Двигатель пока на заводе в Шлиссельбурге, номер машины отвезли в музей. Сейчас пытаются выяснить судьбу экипажа. Возможно, самолет и БТ-5 погибли, участвуя в одной операции.

Вера Позднякова, директор музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»: «Штурмовик Ил-2 разбился 1 октября 1942 года. Тогда было сбито четыре таких самолета. Он участвовал в Синявинской операции. Мы определили это по снарядам. Они датированы 1942 годом».

БТ-5 перевезут к месту вечной стоянки через две недели. Он отправится к музею Прорыва блокады Ленинграда по суше на специальной платформе.

Между тем поиск затонувших боевых машин продолжается. Их находят после изучения архивов и исследования дна. Но все эти операции финансируют спонсоры, государственной поддержки нет.

Восстановленный БТ5 будет стоять в одном ряду с первым советским танком-амфибией и экспериментальным скоростным танком.

Боевая машина станет пятым экземпляром в уникальной коллекции музея Прорыва блокады Ленинграда. Музейщики уверены, что экспозиция будет пополняться. Уже есть договоренность о то, что со дна Невы в ближайшее время поднимут еще один танк. Правда, что это будет за машина и когда состоится операция, держится в тайне.

Читайте также