Китайские мастера не забыли о русских классиках

04.09.2007, 15:16

В Михайловском замке открылись сразу две выставки китайского искусства. На них представлена живопись и резные печати 1970 годов, а также работы современных художников.

Сразу две выставки китайского искусства открылись в Михайловском замке. Там представлена живопись семидесятых и работы современных художников, а также резные печати. Среди фигурок можно разглядеть Толстого, Тургенева и Пушкина.

Из Михайловского замка передает корреспондент НТВ Наталья Дубровская.

О творчестве Ли Ланьцина рассказывает лично директор Национального музея китайского искусства. Так глава делегации подчеркивает важность дела, которым занимается знаменитый пенсионер.

В Петербург привезли резные печати работы бывшего премьер-министра Госсовета КНР. На службе чиновнику высшего звена было не до искусства. Только теперь появилось время нести культуру в массы.

Ли Ланьцин патриотично продвигает в Европу уникальные традиции Китая. Небольшие нефритовые фигурки, на самом деле, — резные печати. Их создание в Китае считается таким же важным видом искусства, как живопись, каллиграфия или поэзия.

Отпечаток ставят исключительно густой красной краской. Так, представленный в экспозиции дракон означает культурный обмен и сближение душ. А к песне о бутоне приложены ноты и стихи. Есть и совсем неожиданные фигурки. Здесь выставлены Толстой, Тургенев и Пушкин — любимые авторы мастера.

Фань Дянь, директор Национального музея китайского искусства: «Обычно в китайских печатях мы никогда не видим изображение людей. Но можем увидеть несколько печатей, на которых изображен Толстой и другие русские писатели. Это показывает то уважение, которое испытывал художник к этим людям».

Китайская живопись в отличие от древнего искусства создания печатей пока только стремится к самобытности. Полотна конца 70-х скорее историческая хроника событий.

Сюжеты из коммунистического прошлого — это подготовка крестьян к перевороту середины 70-х. Напоминает Ленина в подполье. А результат восстания — победившие крестьяне объединились в оркестр и играют на западных музыкальных инструментах.

Масляная живопись пришла в Китай из Европы, в том числе и из России. Обмен кадрами начался в 50-х. Большинство авторов учились в Петербурге. Эту выставку называют образцом политкорректности. На фоне коммунистических будней — актуальное китайское искусство. Оно уже о настоящем.

Здесь выставлены работы так называемых свободных художников, тех, кто благодаря реформам смог выехать из Китая и получить образование во Франции, Великобритании, Италии.

Работы Чжан Сяо-ган вошли во все антологии искусства конца XX- начала XXI века. Его «Влюбленные» — персонажи времен социализма. Это работа в жанре семейной фотографии.

Кажется, картина испорчена: на лицах пятна краски. Но это — дань психологическому реализму. Через дефекты автор хочет показать сложную судьбу героев. Современное искусство Китая сравнивают с российскими работами перестроечного периода.

Екатерина Андреева, ведущий научный сотрудник Русского музея: «В этом Китай обогнал Россию, которая вроде в 80-е годы отличалась свободой. Сейчас актуальное китайское искусство — товар №1 на художественных рынках. На китайские выставки приезжает огромное количество западных туристов, чтобы купить работы художников из Поднебесной».

Сейчас современное китайское искусство переживает настоящий бум. Эти полотна доступны только состоятельным людям. Остальные ценители живописи могут рассчитывать только на приобретение копий. На «Освоение» — это символ обновления и изменений в обществе — покупатели в Петербурге вряд ли найдутся. Здесь такой пейзаж воспринимается по-другому. Он напоминает о повседневном: об уплотнительной застройке и городских долгостроях.

Читайте также