Соседи хранят память о Довлатове

04.09.2007, 14:42

В Петербурге отметили день рождения Сергея Довлатова. Соседи и родственники вспоминали самые яркие моменты ленинградской жизни писателя и журналиста.

В Петербурге отметили день рождения Сергея Довлатова. На доме, где литератор прожил более 30 лет, установили памятную доску. А соседи и родственники вспоминали самые яркие моменты ленинградской жизни писателя и журналиста.

Воспоминания и курьезные истории люди, знавшие Довлатова, рассказали корреспонденту НТВ Юлии Олещенко.

«Благородство здесь так же обычно, как нездоровый цвет лица, долги и вечная самоирония». Автору этих строк о Ленинграде, Сергею Довлатову сегодня в центре уже Петербурга открыли мемориальную доску.

Дом 23 на улице Рубинштейна теперь официально признанное довлатовское место. В коммунальной квартире, где писатель прожил тридцать с лишним лет, торжественные речи не слышны. Окно 40 -метровой комнаты, выходит во двор.

Людмила Баранова, жительница дома по ул. Рубинштейна, д. 23: «Комната Довлатова сейчас служит подсобкой. Здесь мы все складываем. Некоторые приходят и фотографируют только камин и окно. А тут больше нечего снимать. Разве что потолок».

Здесь, в отделе вселения и регистрации граждан Центрального района, можно разжиться сразу несколькими ценными экспонатами для будущего музея Сергея Довлатова. Это домовые книги.

В одной из них есть такая запись: «Мечик Сергей Донатович, уроженец города Уфы, прибыл в Петербург в 1944 году». Следующая запись сделана в 58-м, когда Сергей Довлатов берет двойную фамилию Довлатов-Мечик. И, наконец, учетные карточки «Улица Рубинштейна, д. 23» и «Улица Рубинштейна д. 22». Последние два года перед эмиграцией Сергей Довлатов прожил в отдельной квартире.

Последний ленинградский дом Довлатова показывает его дочь, прилетевшая накануне из-за океана. Доски вешать здесь незачем: этот двор и так знаком читателям.

Екатерина Довлатова, дочь Сергея Довлатова: «В книгах описано то, как милиция приходила искать отца. В это время какой-то человек сидел на страже, говоря „Б…и идут!“ Извините меня за эти слова. Это было именно в 29-й квартире и происходило именно в этом дворе на улице Рубинштейна, дом 22».

Сегодня в довлатовской квартире 29 проживают люди интеллигентные. Довлатова знают только по книгам, но гения места берегут.

Наталья Лукина, житель дома 22 по ул. Рубинштейна: «Интерьер весь наш, а паркет со следами портвейна. Это довлатовский портвейн. Понятно, какие это пятна, и рука не поднимается от них избавиться».

Не портвейн, а что покрепче предпочитает выпить в довлатовский день рождения Нора Лихарева. Для нее Сергей Донатович так и остался добрым соседом снизу.

Нора Лихарева, соседка Сергея Довлатова: «Отныне, все, забыто пьянство — источник многих тяжких бед! / И клятвы этой постоянство ненарушимо. / Ваш сосед».

Эту открытку Лихарева получила после их первого знакомства, когда Довлатов пришел в гости помыться с семьей.

Нора Лихарева, соседка Сергея Довлатова: «Он вышел из ванной в махровом халатике, в тапочках на босу ногу. После, попив чаю, они стали спускаться по лестнице гуськом. Но, спускаясь, он нечаянно споткнулся. Халат оказался выше головы. В итоге к своей дочери и всем родственникам он спустился на спине и совершенно голый».

Стены той самой лестничной площадки сегодня раскрашены граффити. Поверх нацарапанного кем-то «в этом доме жил Сергей Довлатов» нарисована летающая тарелка.

Нет-нет да и вспомнишь довлатовские строчки: «Три города прошли через мою жизнь: Ленинград — Таллин — Нью-Йорк. Нью-Йорк — окончательный. Отсюда можно бежать только на Луну».

Читайте также