Торжество инженерной мысли переживает века

30.08.2007, 19:06

175 лет назад по старому стилю на Дворцовой площади установили Александровскую колонну.

В Северной столице празднуют юбилей одного из архитектурных символов города. 175 лет назад по старому стилю на Дворцовой площади установили Александровскую колонну.

Для ее подъема на площади была специально сооружена сложная колесная конструкция по проекту инженера Бетанкура. Уникальная операция продолжалась 1 час 40 минут. Газета «Северная пчела» писала о событиях того дня так: «При стечении несметного числа зрителей поднята и поставлена на пьедестал гранитная колонна памятника Александру Благословенному. Сие исполинское действие совершенно посредством 60 машин, приведенных в движение двумя тысячами гвардейских солдат».

О загадках легендарного памятника рассказывает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Этот человек заглянул в лицо ангелу. После реставратор Владимир Сорин уверенно развенчал легенду о схожести скульптурного изображения с Александром I. Ничего общего.

Однако последние реставрационные работы на Александровской колонне дали буквально сенсационные результаты. Одно из главных достижений — исчезли белые подтеки, которые появлялись на гранитном монолите с момента установки. Для того чтобы избавиться от них, наверху колонны висели четыре массивных бронзовых цепи.

Вес только одной цепи около 400 килограммов. Она висела на Александровской колонне 140 лет. После работы реставраторов необходимость в ней отпала и теперь она может вполне украсить какую-нибудь музейную экспозицию. Об их назначении весь XX век никто не знал.

Владимир Сорин, главный специалист реставрационной фирмы «Интарсия»: «Лучник попадал в кольцо, за стрелой тянулась шелковина, за шелковиной бичевка, за бичевкой веревка. Таким образом по этим веревкам люди залезали под абаку колонны с тем, чтобы стирать белые подтеки, которые так раздражали Николая I».

Виной этих некрасивых подтеков стала холера. В проекте Монферрана конструкцию ангела с колонной должен был соединять гранитный замок, а, как обнаружили реставраторы, его заменил кирпичный на извести.

В момент установки ангела из-за эпидемии умерли все мастера по граниту. Со временем от температурных перепадов металлическое кольцо сжималось и разжималось и превратило кирпич в труху. Реставраторы вычистили все, что осталось от кирпича, и поставили гранитные клинья.

Когда Владимир Сорин приступал к реставрации, он даже не знал, какого масштаба могут быть работы. Были опасения, что в основании гранитного цилиндра имеются многочисленные микротрещины, что может рано или поздно привести к падению колонны. Эндоскоп это не подтвердил.

Впервые после установки в августе 1830 года реставраторы увидели, что Монферран водрузил 600-тонный гранитный монолит на конус. Инженерное решение позволяет колонне, как говорят реставраторы, «танцевать» с распределением нагрузки на постамент. Спустя четыре с лишним года после окончания реставрации Сорин обходит колонну и подсчитывает потери.

Владимир Сорин, главный специалист реставрационной фирмы «Интарсия»: «За это время утрачено множество элементов декора (копья и венки, короны)».

После сотого утраченного элемента реставратор просто сбивается со счета. Бронзовые детали решетки невозможно просто отломить. Значит, к колонне приходят с ножовками. Идея Сорина вернуть пост гвардейца, как было в царское время, у городских властей поддержки не вызвала. Лишь акварель Василия Садовникова напоминает о том, какой исторический ритуал по смене караула мог вернуться на самую элегантную площадь мира.

Читайте также