Экологический круиз с риском для обоняния

27.08.2007, 21:15

Активисты «Гринпис» устроили экскурсию по Неве для чиновников и журналистов. «Зеленые» хотели показать самые грязные стоки главной водной артерии и ее притоков.

Сегодня активисты «Гринпис» (Greenpeace) устроили экскурсию по Неве для чиновников и журналистов. «Зеленые» хотели показать самые грязные стоки главной водной артерии и ее притоков.

С берегов Невы и Охты передает корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

Прогулка по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Отправление от Смольного и уже сейчас все бесплатно. Пожилых европейских туристов вокруг не было. Ждали Валентину Матвиенко, но и она не приехала. В итоге все билеты на этот сомнительный круиз достались журналистам.

Дмитрий Голубев, председатель комитета по природопользованию и охране окружающей среды: «По правому борту можно точно определить, что цвет воды ниже ватерлинии в реке Оккервиль еще хуже, чем в Охте».

Председатель комитета по природопользованию Дмитрий Голубев предпочел отдельный катер с водителем, который давно знает эти места. Юрий Перевозчиков плавал по Охте еще в 1981 году, убирая бытовой мусор.

Юрий Перевозчиков, капитан-механик: «Тогда здесь ничего не плавало, потому что все вымирало. Сейчас уже плавают утки, мальки появились, вода стала гораздо чище Раньше даже в 30-градусный мороз вода не замерзала, потому что по химическому составу здесь была не вода, а рассол».

Раньше Охта имела седьмой класс загрязненности, теперь пятый. Через год должны очистить настолько, что будет третий. Станет ли она при этом чистой, вопрос риторический. Разумеется, не станет, ведь по ее берегам расположено 14 промышленных предприятий. Не исключено, что каждое из них сливает неочищенные воды. Максимальный штраф составляет 100 тысяч рублей. «Зеленые» и чиновники солидарны, что это мало.

Дмитрий Голубев, председатель комитета по природопользованию и охране окружающей среды: «Я считаю, что надо шире применять компенсацию за ущербы, выставлять предприятиям ущерб».

«Гринпис» считает, что такие предприятия вообще надо закрывать, но контролирующих органов много, а серьезных полномочий ни у кого нет.

Дмитрий Артамонов, руководитель петербургского отделения «Гринпис»: «У семи нянек дитя без глаза, потому что за Неву и Охту отвечает семь различных государственных органов. Они толком не могут разобраться, кто и что должен делать. В итоге никто не делает ничего».

На Охте пахнет, иногда сильно. Но чтобы произвести на журналистов еще большее впечатление, привозят к самому крупному стоку. Здешние пробы превышали нормы по нефтепродуктам в 140 тысяч раз. Странно, но заправляться сюда пока не приезжают.

Забирать пробы регулярно выезжает патруль. На Неве давно известны места, где вода имеет радикально неестественный цвет.

Интересно, что большинство из тех, кто готов пачкаться в органических остатках и химвеществах, содержащихся в воде, — волонтеры. На вопрос «зачем», отвечают, что хочется, чтобы у людей появилась совесть. Вероятно с этой же целью сегодня Валентине Матвиенко передали письмо и пять бутылок с пробами.

Самая грязная вода в реке Оккервиль и Охте, чуть чище в Ижоре и Неве. В воде содержаться фекалии, нефтепродукты, нефть и марганец.

На самом деле, конечно, все не так страшно. Во-первых, «гринписовцы» берут пробы прямо у стоков, то есть это концентрат, а, во-вторых, питьевая вода все же проходит через очистители.

Но чиновники в любом случае не должны расслабляться, помня о том, что невские просторы сегодня, как и всегда, бороздят бдительные патриоты.

Читайте также