Скандальную книгу арестовала ФСБ

20.08.2007, 20:09

Видео программы «Сегодня»

Доктора физико-математических наук, профессора Игорь и Олег Минины отныне не могут покидать пределы Новосибирска.

Доктора физико-математических наук, профессора Игорь и Олег Минины отныне не могут покидать пределы Новосибирска. Сегодня появилась информация, что у двух именитых ученых — они родные братья — взяли подписку о невыезде. ФСБ подозревает их в разглашении гостайны путем публикации.

Детали этой драмы и сами достойны опубликования: Минины написали книгу к юбилею своего отца, тоже ученого Владилена Минина. Он долгие годы руководил Институтом прикладной физики, об истории и достижениях которого и рассказывалось в книге. Что именно вызвало подозрения ФСБ — не сообщается, но весь тираж (50 экземпляров) был арестован, а в отношении авторов возбудили уголовное дело.

Корреспондент НТВ Андрей Черкасов попытался выяснить подробности.

О новом шпионском скандале в Новосибирске знают пока немногие. В период летних отпусков коридоры местного Государственного технического университета пусты.

В списке учительского состава по-прежнему значится фамилия доктора физико-математических наук Олега Минина. Но именно он и его брат Игорь, также работающий в университете на кафедре защиты информации, обвиняются местным управлением ФСБ в разглашении государственной тайны.

Подтверждать или опровергать факт возбуждения очередного дела ученых-шпионов в местом ФСБ не стали. Комментарий новосибирских чекистов был вообще краток.

Ирина Зеброва, пресс-секретарь УФСБ РФ по Новосибирской области: «На данный момент управление ФСБ России по Новосибирской области ситуацию не комментирует».

Профессора Олег и Игорь Минины — бывшие сотрудники Института прикладной физики. По случаю 40-летия этого научного учреждения и ради сюрприза своему отцу Владлену, который стоял у истоков и руководил институтом долгие годы, сыновья написали и издали книгу.

Труд «Институт прикладной физики: научные школы и технологии» вышел небольшим тиражом и был санкционирован первым отделом Новосибирского техуниверситета, проверявшим рукопись на предмет сохранения гостайны.

Владилен Минин, отец Олега и Игоря Мининых, основатель Института прикладной физики СО РАН: «Нет ничего секретного. Она составлена на основе цитат, потому что ребята не являются специалистами в этой области. Они добросовестно, как журналисты искали литературу и привели цитаты. Эта книжка не техническая. Это книжка типа мемуаров».

Но в Новосибирском ФСБ посчитали иначе. По некоторым данным, спецслужбы нашли нарушения в том, что в книге сообщалось о последних разработках, касающихся оптических и радиоэлектронных завес, способных в условиях боя сделать боевую технику невидимой для противника.

С братьев Мининых взяли подписку о неразглашении и, скорее всего, подписку о невыезде. Судя по всему, они находятся дома, но общаться с журналистами права не имеют.

Правозащитные организации страны уже обратились к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой разобраться. Защитники ученых считают, что вся информация в книге взята из открытых источников — изданных монографий, энциклопедий и рассекреченной диссертации отца ученых.

В самом Институте прикладной физики также не понимают, почему столько шума. Братья Минины там не работают уже десять лет, и все это время у них не было доступа к секретной информации.

Анатолий Скударный, сотрудник Института прикладной физики Сибирского отделения РАН: «Вообще с этой историей я знаком очень слабо. Я только знаю, что это много листов. Мне не понятно другое: зачем им вздумалось всю эту ерунду написать?»

Дело о разглашении гостайны для ФСБ Новосибирска — уже второе за нынешний год. Ученого-химика Олега Коробейникова спецслужбы также хотели судить, посчитав, что завлабораторией Института химической кинетики и горения передал Пентагону информацию о новых видах твердого ракетного топлива. В мае обвинение развалилось и дело закрыли. Местная прокуратура была вынуждена принести ученому официальные извинения.

Какова перспектива очередного разбирательства, говорить рано. Адвокат профессоров Мининых посчитал, что обнародование подробностей по делу его подзащитных пока преждевременно.

Читайте также