Петербург примеряет новые имена

15.08.2007, 18:54

В Северной столице наблюдается топонимический бум. Сменить свои имена вслед за мостом Лейтенанта Шмидта могут площадь Труда и набережная.

В Северной столице наблюдается топонимический бум. Сменить свои имена вслед за мостом Лейтенанта Шмидта могут площадь Труда и набережная, они также станут Благовещенскими.

2006 год был рекордсменом по переименованию и появлению новых имен. Тогда на карте Петербурга было зафиксировано 24 изменения.

Об особенностях топонимики рассказывает корреспондент НТВ Александр Никитин.

Людям свойственно все усложнять. В первую очередь, топоним или, говоря простым языком, название должно помогать человеку ориентироваться в городе. Это мнение людей, изучающих историю. Наши предки вообще не мудрствовали, как называть ту или иную улицу.

Указ о наименовании улиц вышел только в середине XVIII века. До этого времени адрес указывался так называемым описательным методом. Например, Пушкин жил в доме на Мойке рядом с домом Оливье.

Если использовать тот же принцип для адреса телекомпании НТВ в Петербурге, то получится так: дом рядом с телебашней, по диагонали от Лопухинского сада, соседствующий с территорией института экспериментальной медицины. Довольно длинно, витиевато, зато очень понятно и конкретно. Ни один почтальон не заблудится.

Наум Синдаловский, писатель, собиратель петербургского фольклора: «В первой четверти XVIII века на берегу Фонтанки квартировал строительный батальон подполковника Аничкова. Он-то и перекинул через узкий проток несколько досок с перилами. Так появился первый Аничков мост».

Этот главный принцип забыли в советское время, когда названия уже придумывались чиновниками. Вот наследие, которое Петербург получил от Ленинграда: до сих пор в центре города осталось десять Советских улиц, которые когда-то были Рождественскими.

Андрей Зонин, заместитель председателя топонимической комиссии Санкт-Петербурга: «Там есть много одиозных названий. К примеру, улица Коллонтай. Это не по-русски. Если сказать „Я лежу на Коллонтай“, звучит издевательски».

Промахи правительства тут же подхватывал народный фольклор. Самые распространенные шутки такие. Невский район называют районом трех хохлов. Здесь есть улицы Дыбенко, Крыленко, Антонова-Овсеенко. Красногвардейский — страной дураков за улицы Наставников, Ударников, Энтузиастов и Передовиков. Если эти названия вызывают улыбку, то другие — грустный смех.

Андрей Зонин, заместитель председателя топонимической комиссии Санкт-Петербурга: «Идеалогизацией мы запутали несколько поколений. Знаменская площадь, которая ныне Восстания, мы тоже путаем. При мне человека спросили, нужно ли вернуть историческое название „Знаменская площадь“? А человек говорит: „Зачем, на этой же площади произошло восстание декабристов“».

Вернуть историческое имя сложно. Для переименования моста Лейтенанта Шмидта топонимическая комиссия долго выжидала подходящий момент, и вот он настал. Первая переправа, которая появилась в Петербурге, часто переименовывалась. Благовещенский, Николаевский и Лейтенанта Шмидта — это все про нее.

Раньше мост входил в топонимический ансамбль, доминантой которого была Благовещенская церковь. Поэтому как назвать площадь рядом с ней и набережную, у наших предков сомнений не было.

Впрочем, их нет и сейчас. Современное правительство Петербурга рассматривает только один вариант названия — самый первый — Благовещенский.

Читайте также