Бывшие «подпольщики» вошли в историю

15.08.2007, 21:42

Видео программы «Сегодня»

В самом центре российской столицы открылась выставка художников, которых весь мир считает «локомотивами искусства».

Сегодня в самом центре российской столицы открылась выставка художников, которых весь мир считает «локомотивами искусства». В ближайшие полтора месяца в здании Исторического музея можно увидеть экспозицию «Нонконформисты на Красной площади» .

Появление авангардистов в таком месте стало своеобразным компромиссом с государством. На выставке представлены работы тех, чьи картины в СССР давили бульдозерами, а Хрущев называл их творчество «мазней».

О соседстве авангардного искусства с кремлевскими звездами — корреспондент НТВ Егор Колыванов.

Нонконформисты на Красной площади — это как страшный сон Никиты Хрущева. По адресу Красная площадь, дом 1, в Историческом музее, выставляются картины тех, кого он в лучшем случае презрительно называл абстракционистами.

Но то, что было невозможно во второй половине ХХ века, сейчас, в начале ХХI — это даже не восстановление справедливости, а исторический казус и хороший маркетинговый ход.

Художник Сергей Волохов приехал на выставку из Бельгии. Увидев свою картину «Не хлебом», очень удивился. Это часть диптиха, а организаторы этого не знали.

Сергей Волохов, художник: «На второй картине как раз было изобилие».

Да и вообще, странно ему, участнику памятной «бульдозерной выставки» в Беляеве, видеть свои картины здесь, в двух шагах от Кремля.

Сергей Волохов, художник: «Я на „бульдозерной выставке“ не выставлял своих работ, но я был там, эту работу держал в руках. Я приехал, когда уже начался разгон выставки. Потом приехали поливальные машины, которые разгоняли публику. Народ ничего не понимал, что происходит».

Не так много картин, но много авторов. В некоторых случаях художник представлен всего лишь одним произведением. Как, например, абстракция Лидии Мастерковой.

Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Николай Вичтомов — участники Лианозовской группы, кружка вольных художников и поэтов, собиравшийся в 50-х в Лианозове. Из него и выросла вторая волна русского авангарда.

Наталья Перевезенцева, куратор выставки: «Художники учились у национальной традиции первого русского авангарда, у мирового авангарда, который мог быть в журнальных публикациях, немногочисленных произведениях, музейных собраниях. Они создали свой язык искусства, абсолютно современный».

В противовес официальному и визуально правдоподобному соцреализму художники-нонконформисты рисовали непонятные образы.

Это художественное намерение, не ограниченное творческим умением, осталось непонятым официальной советской властью. Хотя художник Владислав Зубарев считает, что это именно власть, а не они были страшно далеки от народа.

Владислав Зубарев, художник: «Что такое нонконформизм, если не инакомыслие? Но именно мы правильно мыслили, а вот в Кремле были инакомыслящие».

С другой стороны, если бы не гонения, оказался бы этот запретный плод так сладок для многих художников? Одно бесспорно: нонконформизм в последние годы на аукционах только дорожает.