Террористы ждали экспресс у Черной речки

14.08.2007, 20:20

Видео программы «Сегодня»

Главная версия крушения «Невского экспресса» — взрыв самодельного взрывного устройства. Жертв чудом удалось избежать. Поезд, следовавший со скоростью почти 190 километров в час, фактически проскочил место взрыва и по инерции успел проехать мост.

Основная версия крушения поезда «Невский экспресс», следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург — это внешнее воздействие, иными словами взрыв самодельного взрывного устройства.

Выводы прокуратуры в один голос подтверждают и пассажиры поезда. Со слов очевидцев, «что-то взорвалось под локомотивом», а многие отчетливо слышали хлопок, после которого все кроме одного, вагоны сошли с рельсов, а три из них перевернулись.

Жертв чудом удалось избежать. Ситуацию спасло лишь то, что поезд шел на большой скорости — почти 190 километров в час. «Невский экспресс» фактически проскочил место взрыва и по инерции успел проехать мост через речку Черная. В противном случае последствия катастрофы оказались бы куда более серьезными.

Корреспондент НТВ Андрей Григорьев на месте собирал факты и изучал версии.

Воронка перед мостом, кажется, и небольшая, полтора метра в диаметре, но рельсы вокруг нее обрезаны словно бритвой, а от шпал вообще ничего не осталось. Отброшенный взрывной волной кусок металла, говорят, насквозь прошил локомотив.

Александр Бастрыкин, заместитель генерального прокурора РФ руководитель следственного комитета Генеральной прокуратуры РФ: «Взрывное устройство сейчас направлено на специальное криминалистическое исследование в экспертное учреждение ФСБ. И я надеюсь, что очень скоро мы получим компетентное заключение специалистов. Пока могу сказать, что это было эквивалентно примерно трем килограммам тротила».

В мощности взрывного устройства эксперты расходятся, но у всех одно мнение — о расчете организаторов взрыва. Вполне очевидно, что «Невский экспресс» пытались пустить под откос.

Адольф Мишуев, руководитель Научно-технического центра «Взрывустойчивость»: «Главное было, чтобы поезд сошел с рельсов. Энергия не взрыва, а энергия, заложенная в самом поезде: масса и квадрат скорости. Эта кинетическая энергия при торможении переходит в сжатие и так далее. Соответственно объект теряет равновесие, переворачивается, деформируется».

По неофициальной информации взрывное устройство было дистанционным. Милиция вроде бы даже обнаружила и провода, и место в овраге под насыпью, где сидел смыкавший эти провода человек. По стилю это очень напоминает подрыв поезда Грозный — Москва и, как ни странно, покушение на Анатолия Чубайса в 2005 году.

Предположительно, взрывное устройство сработало под локомотивом. Тяжелый электровоз устоял, но рельсы уже были порваны взрывом, и вагоны сошли с пути и, пробороздив несколько сот метров по шпалам. Они начали рассыпаться как костяшки домино по обе стороны железнодорожного полотна.

«Невский экспресс» шел на большой скорости, по некоторым сведениям, до 190 километров в час. Похоже, именно это спасло жизни пассажиров — вагоны, хоть и поврежденные, все же остались на насыпи.

Павел Кожулин, сотрудник эксплуатационного вагонного депо: «За счет большой скорости его протащило и разорвало в середине состава, где-то в районе ресторана. Видимо, была хорошая устойчивость и у тележек, и у локомотива — все расстояние до места остановки они практически проскакали по шпалам».

Возможно, людям действительно, повезло, а возможно, вовремя среагировал машинист, в чрезвычайной ситуации не ударивший по тормозам, а наоборот — увеличивший скорость. Героические действия железнодорожников и во время, и после аварии ни у кого не вызывают сомнений.

Владимир Якуин, президент ОАО «Российские железные дороги»: «Не будучи ни военными, ни прошедшими какие-то специальные курсы, первое, что сделали, выбравшись наружу, это стали помогать пассажирам, которые находились внутри вагонов».

Уголовное дело возбуждено по статье «Терроризм». Сейчас милиционеры с собаками обыскивают место происшествия и всю округу, стараясь обнаружить еще какие-то следы. Уже составлены фотороботы лиц, которые, по мнению следствия, могут быть причастны к произошедшему.

В России это не первый теракт на железной дороге, но участок Москва — Санкт-Петербург до вчерашнего дня в этом плане был наиболее спокойным. Единственный подобный инцидент произошел здесь десять лет назад — 27 июня 1997 года в поезде Москва — Санкт-Петербург прогремел мощный взрыв. Тогда погибли пять человек.

Чаще теракты происходили на южных направлениях. Дважды — в сентябре и декабре 2003 — преступники взрывали электричку Кисловодск — Минводы. Тогда в общей сложности погибли 53 человека, а заказчиком считается Шамиль Басаев.

В мае 2004 похожий теракт произошел под Владикавказом. Там был взорван поезд, ехавший из Москвы. Десять вагонов сошли с рельсов, но, к счастью, обошлось без жертв.

А в июне 2005 в Московской области террористы пустили под откос поезд Грозный — Москва. Тогда никто не погиб, но пострадали девять человек. За это преступление были осуждены представители одной из националистических группировок.

Октябрьская железная дорога — первая и долгие годы главная в России.
Поезда между Москвой и Санкт-Петербургом пустили по ней в 1851 году, а строили дорогу более восьми лет и в честь царя назвали «Николаевской».

Император Николай Павлович и стал ее первым пассажиром — еще до ввода в полную эксплуатацию. Первое время между двумя столицами курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. Предельная скорость у них была 30 километров в час, невероятная по тем временам.

Ветка Москва — Санкт-Петербург и по сей день остается единственным высокоскоростным участком во всей России. Ее длина составляет около 650 километров и в среднем путь от Москвы до Северной столицы занимает восемь часов.

Дорога изначально проектировалась как прямая линия, соединяющая два столицы. Единственный изгиб — так называемый «палец императора» в районе станции Веребье. По легенде, Николай I обвел карандашом собственный палец, приложенный к линейке, а инженеры не посмели перечить.

Шесть лет назад участок сгладили, но интересно, что нынешняя авария произошла буквально сразу же после прохождения составом этого места — поезд успел проехать каких-то 20 километров.

Сразу после аварии поезда, следовавшие по направлению Москва — Санкт-Петербург, были отправлены в обход поврежденного Участка пути. Из Питера в Москву поезда теперь идут через Новгород, станцию Дно и Бологое. А из Москвы составы направляются к Ярославлю, проходят Вологду, поворачивают на Череповец и через Волхов попадают в Северную Пальмиру. В связи с этим время пути увеличивается примерно на шесть-восемь часов.

Читайте также