Фантазии Дали воплотились на сцене

10.08.2007, 14:39

В Петербурге вышла книга, рассказывающая о сценографической истории театра оперы и балеты им. Мусоргского.

В Петербурге в свет вышла книга, рассказывающая о сценографической истории театра оперы и балеты им. Мусоргского. В 2008 году академическая сцена отметит свое 175-летие.

В альбоме представлено около 200 эскизов 23 театральных художников. Судя по сюрреалистическим декорациям Николая Акимова к балету «Айболит» 1948 года, автор нисколько не уступал самому Сальвадору Дали.

Уникальное издание пролистал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

На сцене Малого театра оперы и балета в свое время блистали не только лучшие певцы, такие как Сергей Лемешев и Фёдор Шаляпин, но и лучшие художники.

Оформление спектаклей второго оперного театра Петрограда-Ленинграда тогда считали новым веянием. До сих пор творческие идеи предшественников охотно используют современные сценографы.

Олег Молчанов говорит, что за годы существования Михайловского театра в оформлении сцены почти ничего не изменилось. Сегодня, как и 175 лет назад, делают иллюзорные декорации, которые призваны, прежде всего, обмануть зрение зрителей.

Олег Молчанов, художник: «Мы по-прежнему создаем некую обманку. Допустим, если делаем витражи, то хитро их подсвечиваем и превращаем сцену в храм. Хотя на самом деле все это обычный плоский задник, расписанный красками».

На страницах альбома можно увидеть задники и кулисы, которые художники расписывали с 20-х годов прошлого века, когда профессией театрального оформителя занимались живописцы-станковисты.

Сегодня издание, подготовленное к юбилею театра, интересно, прежде всего, профессионалам. Невозможно не восхищаться эскизами Александра Головина, Симона Вирсаладзе и Константина Коровина, а также редкими работами для музыкального театра знаменитого Николая Акимова.

Судя по сюрреалистическим декорациям к балету «Айболит» 1948 года, в мастерстве их автор не уступал самому Сальвадору Дали.

Вячеслав Окунев, главный художник театра оперы и балета имени Мусоргского: «Здесь абсолютно точно есть ассоциации с Сальвадором Дали. То есть песчаные горы с тенями, сочетание синего, увеличенные пропорции подпорок и выросших пластических деталей. Все это широко представлено у Дали».

На советской сцене подобное могло появиться только потому, что театральная премьера не считалась персональной выставкой художника. По сути, театр становился единственной открытой галереей для тех, кто не мог работать в соцреализме.

С появлением Мейерхольда для подмостков начал творить и художник Владимир Дмитриев. В его работах можно увидеть последние западные тенденции того времени.

Сами декорации и костюмы постановок не сохранились. Но если поискать, то можно сделать неожиданные находки. Как, например, кимоно из оперы «Чио-Чио-сан» с необычными длинными рукавами, сделанное по эскизам Головина почти сто лет назад.

История театра имени Мусоргского, как и история всей отечественной сценографии, полна открытий, идей и крайностей в академизме или авангарде. И неважно, какими причинами обусловлен расцвет того или иного художественного направления. Важно, что это стало «Серебряным веком» русской сцены.

Читайте также