Железнодорожникам подарили китайское ретро

06.08.2007, 13:17

В День железнодорожника на Варшавском вокзале представили отреставрированный уникальный экспонат — вагон последнего китайского императора.

В День железнодорожника на Варшавском вокзале представили отреставрированный уникальный экспонат — вагон последнего китайского императора. На восстановление комфортабельного интерьера потребовалось два года.

Впечатления корреспондента НТВ Юлии Олещенко.

Суровый милиционер у входа в вагон-салон китайского императора Айсенгеро Пуи — не дань уважения к памяти последнего представителя Цинской династии, а производственная необходимость. За несколько минут до начала официальной экскурсии уникальный музейный экспонат все еще продолжали восстанавливать.

Владислав Евсеев, слесарь: «Винты на обшивке вагона бронзовые и местами недотянутые. Мы сейчас их подтягиваем, чтобы был достойный внешний вид. Вагон только вчера пригнали, так что работаем в авральном режиме».

Он был собран в 1902 году на русско-балтийском заводе в Риге и в нашу страну вернулся как военный трофей после победы над Японией. Император пользовался вагоном в 30-е годы прошлого века, а до этого комфортабельный салон эксплуатировали на Китайской восточной железной дороге.

Линаида Давыдова, директор Центрального музея Октябрьской железной дороги: «Если таких вагонов на железной дороге было всего четыре, то можно предположить, что в этих фешенебельных купе могли находиться Кербец, возглавлявший общество Китайской восточной железной дороги и полковник Хорвад, в годы русско-японской войны находившийся на Дальневосточном фронте».

В вагоне восстановили огромные витринные окна, электрические светильники, панели из красного дерева. На реставрацию этого великолепия музей потратил два с лишним года и четыре миллиона рублей.

Как часто бывает, масштабные восстановительные работы не обходятся без сенсационных открытий. Так вышло и на этот раз. Когда 12 лет назад этот вагон доставили в Петербург, он был полностью металлическим.

И только сейчас реставраторы неожиданно обнаружили: его верхняя часть изначально была обшита тиковыми панелями. Новые детали пришлось заказывать в Финляндии. Но директор музея уверена, что это того стоит. Из 100 нынешних экспонатов такой комбинированный вагон единственный.

Императорский вагон — главный подарок к нынешнему Дню железнодорожника — пока не на ходу. Так что праздничный состав до Петергофа для VIP-гостей формировали из вагонов-ресторанов нового образца.

Меню торжественного ужина под стук колес всегда делится на «туда» и «обратно».

Валерий Иванов, директор вагона-ресторана: «До Петергофа мы подаем чай, бутерброды, кексы, то есть легкую закуску. Уже на обратном пути состоится праздничный ужин со всеми вытекающими последствиями».

Ни директор вагона-ресторана, ни нарядные проводницы, ни даже опытные машинисты не смогли произнести традиционный тост железнодорожников.

Единственное, что удалось выяснить: градус веселья зависит от паровоза. Он обязательно должен быть ретро: не моложе полувека и обязательно с дымком.

Анатолий Быстров, помощник машиниста: «Естественно, запахи другие. Самое приятное — это запах мазута и угля. А с электричеством только здоровье теряешь».

Читайте также