Погружение в бездну во славу науки

02.08.2007, 19:50

Видео программы «Сегодня»

Российские полярники доложили о «мягкой посадке» на дно Ледовитого океана в районе Северного полюса. Батискафы «Мир-1» и «Мир-2» опустились более чем на четыре километра, установили на дне российский флаг и благополучно поднялись на поверхность. Всплытие оказалось самым сложным этапом, заняв около трех часов.

Сегодня российские полярники доложили о «мягкой посадке» на дно Ледовитого океана в районе Северного полюса. Батискафы «Мир-1» и «Мир-2» опустились более чем на четыре километра.

Именно эти глубоководные аппараты участвовали во многих научных экспериментах и в съемках популярных фильмов, в том числе «Титаника». Сегодняшнее погружение напомнило очевидцам сюжет фантастического триллера, который держит в напряжении до последней минуты.

В этой точке планеты ученые впервые работали на такой рекордной глубине. Одна из главных целей уникальной экспедиции — уточнение российских границ в Арктике.

Впрочем, самым сложным этапом сегодняшней операции оказалось всплытие. Оно проходило около трех часов, учитывая сильные подводные течения и дрейф льдов на поверхности океана. За погружением в бездну наблюдал корреспондент НТВ Владимир Кобяков.

Последняя проверка манипулятора — снаружи батискафа уже закреплен российский флаг на титановой подставке и капсула с письмом. В иллюминаторе — пилот первого экипажа Анатолий Сагалевич, который дает команду, что к погружению все готово.

Артур Чилингаров, руководитель экспедиции, заместитель председателя Госдумы РФ: «Каждый спуск — это подвиг, подвиг тех людей, которые уходят на глубину ради науки».

С Сагалевичем в «Мире-1» под лед идут Владимир Груздев и Артур Чилингаров. С собой они берут специальную карту, где отмечены вокруг Северного полюса проруби, те места, где глубоководные аппараты смогут вплыть.

У первого экипажа особое задание. Для исследований они должны на дне взять пробы грунта, чтобы затем ученые провели анализ и определили, подводный хребет Ломоносова — это продолжение Гренландии или все-таки Сибирской платформы? От этого будет зависеть, кто имеет право претендовать на нефтеносный шельф Ледовитого океана — Россия или Дания?

Пока спускали «Мир-1», экипаж второго батискафа только готовится.
Шведский миллионер Фредерик Паулсен буквально купил место в глубоководном аппарате — он согласился оплатить дорогу ледокола «Россия» к Северному полюсу и назад. Каждый день этого путешествия ему обходится в сто тысяч долларов. Паулсон, как настоящий арктический турист, на глубину решил взять свой талисман.

Фредерик Паулсен, член экипажа «Мир-2», почетный полярник России: «Я уже не раз был на полюсах, и всегда со мной эта шапка. Вот и теперь в батискафе я буду в ней. Когда мы коснемся дна, я по традиции постараюсь подбросить ее вверх, хотя хорошо знаю, что места там немного».

Последняя подготовка на поверхности — судно «Академик Фёдоров» канатом привязывают ко льдине. А вокруг в воду спускают гидроакустические маяки, на которые пилоты батискафов и должны ориентироваться.

Когда глубоководный аппарат «Мир-2» только погружается, первый экипаж находится уже на глубине примерно в 300 метров. На такой дистанции они друг за другом и пойдут до самого дна Ледовитого океана и только там встретятся.

На связь батискафы выходят каждые 30 минут и докладывают о том, что все системы работают в штатном режиме.

«Они ничего не говорят. Очень жесткие инструкции, связь очень ограниченная. В основном передают команды», — говорят на судне.

В 12:08 «Мир-1» докладывает, что достиг дна, и глубина составляет 4 тысячи 261 метр. Второй экипаж спускается на полчаса позже, и уточняет — глубина океана в точке Северного полюса 4 тысячи 301 метр. Спустя несколько минут оттуда еще раз выходят на связь — российский флаг установлен.

Читайте также