Уходят мастера кино

31.07.2007, 21:07

Видео программы «Сегодня»

Микеланджело Антониони умер через несколько часов после кончины другого киноклассика — Ингмара Бергмана.

В Италии в возрасте 94-х лет скончался кинорежиссер Микеланджело Антониони. Как стало известно, он умер через несколько часов после кончины другого киноклассика — Ингмара Бергмана. Они начинали снимать в одно время — в послевоенной Европе и по отдельности создавали единый киноязык. Позже историки кинематографа назовут его «новой волной».

Антониони снимал даже тогда, когда для этого, казалось, не было сил. Два десятилетия назад, после очередного перенесенного инсульта, он потерял способность говорить. Но продолжал творить: теперь уже красками на холсте. Его картины стали кадрами воображаемого фильма, у которого до этого был только один зритель — сам Антониони.

О художнике киноэпохи — корреспондент НТВ Егор Колыванов.

Микеланджело Антониони на самом деле скончался в понедельник вечером, получается — в один день с Ингмаром Бергманом. Поэтому о смерти итальянского режиссера официально сообщили только во вторник.

Как и Бергман, Антониони более 20 лет ничего не снимал. Но в отличие от уставшего и ушедшего в себя шведа, у Микеланджело Антониони на это была совсем другая причина. После второго инсульта он потерял дар речи.

Общаться с внешним миром он мог только через жену (Эрика научилась быть его переводчиком), а также через книги и картины. Злая ирония судьбы — не имея возможности работать, он дожил до 94 лет.

Антониони получил экономическое образование. Кино было увлечением. Писал кинорецензии, в том числе и для фашистского журнала, где главным редактором был сын Муссолини. Правда, из этого издания он вскоре ушел — творческие разногласия.

Вскоре Антониони знакомится с молодыми режиссерами возникающего итальянского new реализма, участвует в создании сценариев для картин Висконти и Феллини. Уже в первом дебютном фильме Антониони «Хроника одной любви» был виден оригинальный изобразительный стиль режиссера.

Характерный признак картины Антониони — рассеянный, мягкий свет в кадре. Этот эффект достигался мучительно. Признание и известность пришли к режиссеру в 60-х после фильмов «Приключение», «Ночь», «Затмение». «Красная пустыня» — первая цветная лента Антониони, она стала настоящим прорывом по части использования цвета.

Антониони снимал в своих фильмах самых красивых актрис — Ванессу Редгрейв, Софи Марсо, Фанни Ардан и неоднократно Монику Витти, музу режиссера на многие годы. Для его героинь красота — это страшная сила.

Кирилл Разлогов, директор российского Института культурологии: «Поэтому любимые его герои были, как правило, людьми слабыми, поддающимися влиянию. А женские характеры, воплощенные Моникой Витти и Жанной Моро, были ведущим, сильным началом».

Наряду с однозначными победами — например, фильм «Фотоувеличение», получивший главный приз Каннского кинофестиваля и хорошие кассовые сборы, — у Антониони были и непонятые зрителями ленты. Снятая в Голливуде картина «Забриски Поинт» с музыкой «Пинк Флойд» принесла американским продюсерам огромные убытки.

Что до Антониони, так он всегда был недоволен своими работами. Его интересовало новое будущее, поэтому для него фильмы устаревали, едва были смонтированы.

Из всех своих лент Микеланджело Антониони больше всего ценил фильм «Профессия: репортер». Герой Джека Николсона, пытающийся прожить другую жизнь, по признанию режиссера, был ему наиболее близок.

Читайте также