Страшный приказ, унесший сотни тысяч жизней

30.07.2007, 09:30

Видео программы «Сегодня»

Исполняется 70 лет с момента подписания приказа НКВД, который послужил началом массовых репрессий 1937 и 1938 годов, периода, известного как «ежовщина» или «большой террор».

Сегодня исполняется 70 лет с момента подписания приказа НКВД, который послужил началом массовых репрессий 1937 и 1938 годов, периода, известного как «ежовщина» или «большой террор», передает НТВ.

Историки считают, что его жертвами стали около 700 тысяч человек. Более полутора миллионов были арестованы. Но точные цифры пытаются установить до сих пор.

Андрей Зуев, профессор МГИМО: «Совершенно неверная мысль, что расстреливали бедных овечек. С точки зрения режима они были врагами. Но с точки зрения морали весь тот режим был античеловечен. Он уничтожал всех, кто был не согласен с ним».

В приказе НКВД за номером 00447 расписано, сколько именно человек и из каких регионов подлежит репрессии. Кулаки, уголовные элементы и антисоветчики.

Особо оговаривается работа так называемых «троек», которые наделялись функциями судов. Дата начала операции — 5 августа 1937 года.

По мнению историков, поводом для объявления войны против собственного народа стали результаты переписи населения. Почти 58 процентов советских граждан ответили «да» на вопрос «верите ли Вы в бога?»

Одно из самых массовых захоронений тех лет — Бутовский полигон в Подмосковье. Во время раскопок здесь находили тела, пересыпанные мусором. Останки были свалены в пять слоев. На этом месте построили храм, а дальнейшие археологические исследования решено было не проводить.

Отец Артемий, священник храма Святых новомученников: «Это будет очень тяжело не только морально, но и физически. И потом мы не сможем отличить святых от неправедных. На нашем полигоне захоронено 6 тысяч не реабилитированных человек, то есть тех людей, которые были посажены за преступления , а потом расстреляны в 1937 году».

Совсем недавно священники бутовского храма начали собирать экспозицию. Здесь фотографии погибших и их вещи. Среди них, например, скрипка отца Сергия Кедрова, расстрелянного в 1937 году.

Читайте также