Погода не испортила асам праздник

29.07.2007, 21:45

Видео программы «Сегодня»

В Адыгее завершается открытый чемпионат по вертолетному спорту.

В Адыгее сегодня завершается открытый чемпионат по вертолетному спорту. Кроме российских команд в нем участвуют несколько экипажей из ближнего и даже дальнего зарубежья.

И без того экстремальному виду спорта еще больше экстрима добавила адыгейская погода. От жары изнемогали люди, и работала на пределе техника.

Корреспондент НТВ Сергей Савин наблюдал за жаркими спорами в небе.

Экстремальный вид спорта оказался заложником экстремальных погодных условий. В Адыгее жара около 40 градусов. Для вертолета это серьезная проблема, есть риски вплоть до отказа двигателя. Поэтому тусовка получилась, что называется, для своих. Среди зрителей в основном милиционеры.

Летать приходится ни свет ни заря: подъем в пять часов утра, старт уже в семь утра, поскольку уже к обеду на машине можно жарить яичницу.

Все задания — проложить маршрут, обнаружить точки, сбросить мешки — служат одному: помочь спасению людей. При этом Россия летает еще на дедушкиных образцах, в отличие от конкурентов из Германии.

В чемпионате участвуют спортсмены из четырех стран. Базовая модель вертолета — Ми-2. Некоторые машины старше участников. Все победы русские одерживают за этим штурвалом.

Не получить штрафные очки — достижение сродни олимпийской победе. Такие пилоты становятся легендами. Это вообще странный вид спорта, правила в котором ужесточаются почти каждый год, чтобы прервать 12-летнюю гегемонию «крейзи рашнз». Пока не получается.

Владимир Зябликов, трехкратный абсолютный чемпион мира по вертолетному спорту: «Честно говоря, они, конечно, обижаются, но как-то уже смирились с этим. Нужно думать о том, чтобы слабости своей техники превратить в преимущества».

В кабине двое — пилот и штурман-оператор, и кто из них главнее — большой вопрос. Перевозка груза — это 8-килограммовая кегля на длинном фале. С высоты третьего этажа предмет в бочку одни забрасывают играючи, другие — с N-ной попытки. Что в этот момент творится в кабине — словами передать трудно.

Здесь равноправие полов, и потому женский экипаж — дело обычное. У этих дам — первым делом вертолеты, ну, а мальчики, а мальчики — потом.

Людмила Косенкова, пилот: «Это мужчины придумали: тяжелый труд на море, в воздухе. Нот это все отговорки. Самое легкое и просто — это летать. Тяжело дома быть».

Не расплескать ни капли — задание для настоящих асов. Вертолет вести почти три тонны, и с 11-метровой высоты мишень выцеливают как в тире. А еще нужно пройти слалом. Проще сказать, чем сделать.

Борис Фомин, пилот: «Повезло, сложилось и тренировались».

Коммерсант из Москвы вместе с напарником неожиданно выиграл один из этапов. Но даже у таких состоятельных людей в личном парке только отечественное б/у. Хорошая иностранная «стрекоза» стоит от трех миллионов долларов. И это не гарантия победы.

Борис Фомин: «Немец, присутствующий здесь на чемпионате, у себя на родине высоко ценится как пилот. А у нас вот нет».

В соревнованиях на точность наказывают за каждый сантиметр отклонения в сторону или по высоте. Пилоты садятся с погрешностью в миллиметры. Когда летаешь так — приборы не нужны.

Владимир Зябликов: «Основной, как говорится, прибор, которым летчик пользуется, — это все-таки голова».