Вспомнить всех…

28.07.2007, 20:11

Видео программы «Сегодня»

Родственники советских воинов, героически погибших в конце Второй мировой войны под Кёнигсбергом, впервые смогли побывать на могилах павших.

Сегодня родственники советских воинов, героически погибших в конце Второй мировой войны под Кёнигсбергом, впервые смогли побывать на могилах павших.

Останки сорока пяти солдат были найдены в Калининградской области больше года назад и все это время хранились в гараже одного из поисковиков. И вот, наконец, их предали земле — красноармейцев похоронили у мемориала Воинской славы города Багратионовск.

В поисках их семей участвовала и телекомпания НТВ. На сегодняшней церемонии родственников погибших сопровождал корреспондент НТВ Андрей Черкасов.

Общая тема для беседы нашлась сразу, ведь каждый из них ждал этого дня долгие годы. Эти люди абсолютно не знакомы друг другу, но так получилось, что их отцы и деды в 1945 воевали на одном, Третьем Белорусском, фронте. Их путь сюда — два часа самолетом до Калининграда, затем еще час машиной до Багратионовска.

В начале последнего года войны бои здесь были особенно жестокими. Капитан Семен Чечёткин погиб под Кенигсбергом в конце марта 1945. Его дочь Нелли и внучка Анна перевернули не один архив, вели переписку с Минобороны, но так и не знали, где именно покоится родной человек.

Узнав об акции нашей телекомпании, увидев по НТВ материал о скандале с останками советских воинов, женщины попросили узнать о капитане Чечёткине. Его имя мы нашли на братской могиле в Багратионовске.

Нелли Чечёткина, дочь офицера Семена Чечёткина: «Мы так долго жали — 60 лет. Он всю войну прошел, и мама потом одна растила нас двоих — тоже как на фронте. И выросли мы достойными людьми».

История с останками 45 советских воинов, найденных местными поисковиками, началась еще полтора года назад. Наткнувшись на захоронение в Багратионовском районе, отряд следопытов оповестил местные власти. Реакции не последовало.

Все это время кости солдат лежали в гараже руководителя поисковой группы. То сменилось руководство района, то не могли составить смету — у местных чиновников всегда были отговорки. Потребовалось журналистское вмешательство, прокурорское расследование и недовольство губернатора. Больше тянуть с захоронением районная администрация не решилась.

Руслан Хисамов, руководитель поискового отряда «Совесть»: «Не знаю, в силу каких причин многие захоронения не переносились. Все было только формально, то есть на новых мемориалах выбивались фамилии, а останки оставались лежать на том месте, где были ранее захоронены. И сейчас это огромная проблема для области».

Для Сергея Агеева это уже вторая весточка о деде. Вначале 80-х пионеры Багратионовска прислали письмо, что рядовой Агеев Сергей Никанорович, погибший под Кенигсбергом в феврале 1945, покоится в братской могиле.

Но неделю назад внук вновь узнал, что среди найденных останков обнаружены личные вещи рядового Сергея Агеева. Совпадения указывают, что это его дед.

Сергей Агеев, внук красноармейца Сергея Агеева: «Во-первых, бои были в Багратионовском Калининградской области, да и фамилия, имя, отчество, год его рождения и год смерти совпадают полностью».

На центральной площади Багратионовска ветераны, поисковики и местные власти провели небольшой митинг. Как и положено, был военный оркестр и речь о подвиге, который не должен быть забыт.

В тяжелейших боях за Кенигсберг в начале весны 1945 года, по самым предварительным подсчетам, погибло более 150 тысяч советских воинов. Восточная Пруссия была мощным укрепрайоном, и ее было чрезвычайно сложно отбить у немцев.

Эта земля практически усеяна костями советских солдат. Десятки тысяч найдены, но еще десятки тысяч покоятся в безымянных могилах, многие из которых не обнаружены до сих пор.

В отличие от отца-пехотинца, Анатолий Иванович Корчинский выбрал небо. Большую войну он помните ребенком. Но и на его век хватило боев — в Афганистане бывал не раз.

Могилу отца под Кенигсбергом начал искать в середине 50-х. 20 лет назад получил последний ответ: отец Иван Ефимович пал смертью храбрых в марте 1945, но место его захоронения не обнаружено.

Анатолий Корчинский, сын красноармейца Ивана Корчинского: «Наши войска были тогда под Берлином и поступил приказ срочно взять Кёнигсберг. И здесь шли ожесточеннейшие бои, бросали все силы и потому земля эта полита кровью полностью, нет практически живого места. Людей гнали на убой, будем так говорить».

Родную фамилию он нашел на обелиске в Багратионовске благодаря акции НТВ. Несмотря на возраст, собрался по-военному быстро и прилетел.

Из 45 солдат, найденных в Багратионовском районе, опознали только 12. Это удача, говорят поисковики. Похоронили воинов по христианскому обычаю. Молебен за упокой отслужил местный священник. В конце траурной церемонии — трехкратный воинский салют.

Горсть земли от каждого, кто смог прийти и поклониться. Горсть земли от внука Сергея, хоронившего сегодня своего деда, от семьи Чучоткиных и Анатолия Карчинского.

Дорога в Багратионовск для родственников павших воинов растянулась на десятилетия. Но путь этот был ненапрасным. Долгие поиски своих близких для них завершились. А значит, подходит к концу и эта история.

Читайте также