Прощание с Максютовым

24.07.2007, 11:22

Видео программы «Сегодня»

В Башкирии начались испытания новой гидроэлектростанции. Жителям соседних поселков придется подыскивать новые дома. Старые вскоре будут затоплены.

Вода подступает сразу к нескольким населенным пунктам Башкирии. Там начались испытания новой гидроэлектростанции. Водохранилище для нее открыли в минувшие выходные.

ГЭС обеспечит энергией и запасами пресной воды несколько крупных городов. Но жителям соседних поселков придется подыскивать новые дома. Старые вскоре будут затоплены — также, как и часть заповедника.

Репортаж корреспондента НТВ Михаила Чернова.

По заповедной территории она теперь передвигается на лодке. На месте лугов — водная гладь. 54-й квартал федерального заповедника затопили при испытаниях плотины. Многолетние цветочные плантации погибли безвозвратно.

Нейля Сайфулина, заместитель директора Государственного природного заповедника «Шульган-Таш»: «На настоящий момент подтоплено 11 гектаров территории. Наибольший ущерб заповедник испытывает от потери популяций краснокнижного вида тюльпанов».

Чем больше воды, тем больше электричества, говорят гидрологи. Если снизить уровень, ГЭС будет работать в полсилы. Глубина водохранилища здесь почти 50 метров.

Виктор Асатуров, генеральный директор ООО «Юмагузинское водохранилище»: «Да, мы вошли в конфликт с заповедником с точки зрения подтопления его территории. Но это было неизбежно. Бывает, когда идешь сознательно на какой-то определенный риск, но выгадываешь больше. Из двух зол выбирают меньшее».

В Башкирии это называют стройкой века. Современную гидроэлектростанцию возвели в рекордные сроки — 8 лет вместо 12. В день открытия гостям продемонстрировали всю мощь — запустили шлюзы.

С другой стороны водохранилища такие водные потоки, как страшный сон. Деревню Максютово в любой момент может затопить. На горе построили новый поселок, но переселяться согласились не все — вокруг заповедные земли, нельзя пасти скот и охотиться.

Михаил Косарев, директор Государственного заповедника «Шульган-Таш»: «Деревня и раньше была в несколько стесненном состоянии. Сегодня после наполнения водохранилища более 200 гектаров сенокосов ушло под воду. Кроме того, режим заповедника налагает ряд ограничений, в том числе связанных с рубкой деловой древесины, с выпасом скота, с охотой».

В Максютове теперь постоянно дымят костры — это разбирают и сжигают брошенные жилища. Здесь все как у Распутина в «Прощании с Матёрой» — небольшая деревенька под угрозой затопления, а на горе — благоустроенное жилье, куда уже переселилась молодежь и горстка местных жителей, которые до последнего не хотят покидать землю предков.

Они часто находят старинные монеты, сабли и наконечники для стрел. Максютову 300 лет, и здесь по-прежнему чтят традиции. На огородах черепа лошадей и медведей — это от сглаза. Хасян Мустафин, например, на берегу Белой реки родился, женился и вырастил дочь.

В старом Максютове сейчас больше боятся не наводнения, а визита судебных приставов. Накануне они выселили одну из семей. Руководство водохранилища торопит — по проекту домов на берегу быть уже не должно.

Читайте также