Москва — Лондон: обмен нелюбезностями

23.07.2007, 20:07

Видео программы «Сегодня»

«Просматривается чрезмерность амбиций и чванства» — такими словами заместитель генпрокурора Александр Звягинцев описал позицию британских коллег в деле об убийстве Александра Литвиненко.

«Просматривается чрезмерность амбиций и чванства» — такими словами заместитель генпрокурора Александр Звягинцев описал позицию британских коллег в деле об убийстве Александра Литвиненко.

Созвав журналистов на пресс-конференцию, Генпрокуратура еще раз заявила, что главного подозреваемого, Андрея Лугового, Британии не выдадут.

И дело не только в конституционной норме, запрещающей выдачу россиян. У прокуратуры вызывает сомнение объективность лондонских следователей.

С подробностями — корреспондент НТВ Андрей Черкасов.

В прокуратуру, как известно, ходят неохотно, но этим утром здесь был настоящий аншлаг. Журналистская очередь заполнила всю проходную, число теле- и фотокамер заставило удивиться даже привыкших ко всему следователей.

Российская Генпрокуратура решила дать свою оценку международному сотрудничеству с британскими коллегами. С первых секунд стало ясно, что ничего путного из такого сотрудничества пока не выходит.

Александр Звягинцев, заместитель генерального прокурора РФ: «Нужно дать оценку реакции британской стороны на отказ выдачи Лугового. Это решение юридически не обосновано, неадекватно и вызвано исключительно политическими мотивами, лежащими вне правового поля решения вопросов выдачи».

После таких слов заявление о том, что российское решение не выдавать Лугового юридически выверено и полностью соответствует европейской конвенции об экстрадиции, представлялось, по мнению следователей, как само собой разумеющееся.

В Генеральной прокуратуре уверены: все возможное с их стороны сделано. Чего не скажешь о Лондоне.

Москве регулярно отказывают в запросах на экстрадицию по другим делам. Не верят в Генпрокуратуре и в независимость английских судов.

Яркий пример тому, по их словам, дело Пиночета. Все суды хотели его выдать испанцам, но вмешался глава МВД, и бывший чилийский диктатор уехал на родину.

Запросы российских следователей по делу Литвиненко выполняются не в полном объеме и с опозданием. Полученные документы на Лугового содержат неточности и вообще мало убедительны.

Александр Звягинцев, заместитель генерального прокурора РФ: «Представленных британской стороной материалов явно недостаточно не только для обвинения, но и для начала уголовного преследования Лугового по российскому законодательству».

В деле, которое ведет российская прокуратура, предприниматель Луговой проходит как свидетель, и такой статус вряд ли изменится в ближайшее время.

Единственное возможное место проведения суда над человеком, которого британцы называют убийцей, — Россия. Менять Конституцию никто не позволит, предложение обойти юридические препятствия для экстрадиции, высказанные на днях британским послом, в следственных органах посчитали неуместным.

В прокуратуре напомнили, что с другими странами по линии международного сотрудничества у Москвы проблем нет. За последние годы таких дел было 98. Приговоры вынесли за преступления, совершенные в большинстве бывших союзных республик и ряде западноевропейских стран.

Но все доводы, приведенные российскими следователями, Лондон сегодня, похоже, оставил без внимания. Параллельно с московской пресс-конференцией у британского премьера была своя.

Гордон Браун, премьер-министр Великобритании: «Мы не можем смириться с ситуацией, когда был не просто убит один человек, но и другие люди подвергались опасности. Мы хотим, чтобы российские власти осознали, что они должны выдать нам российского гражданина, которого подозревают в этом преступлении, чтобы его могли судить в Великобритании».

В отличие от британской Королевской Прокуратуры, российская Генеральная свое расследование еще не закончила. Судя по заявлениям, прозвучавшим в зале, российская позиция по делу Александра Литвиненко в ближайшее время изменений не претерпит.

О коррективах в Конституции не может быть и речи. Андрея Лугового выдавать не собираются. Суд возможен только в Москве, и в том случае, если Лондон удовлетворит все запросы российских следователей.

Читайте также