Главный проект Татарского остался незаконченным

23.07.2007, 15:47

Видео программы «Сегодня»

В России вряд ли найдется человек, который не видел работ мультипликатора Александра Татарского. Ушедший из жизни мэтр оставил два десятка культовых фильмов.

В России вряд ли найдется человек, который не видел работ мультипликатора Александра Татарского. Ушедший из жизни мэтр оставил два десятка культовых фильмов, среди которых «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «Крылья, ноги и хвосты».

Татарский 19 лет руководил студией анимационного кино «Пилот», все фильмы которой без исключения получили престижные премии и призы международных фестивалей. Но главный проект Александра Татарского остался незаконченным.

Об одном из самых популярных российских мультипликаторов — репортаж корреспондента НТВ Евгения Гуцала.

Мультфильмы Татарского уже давно стали национальным достоянием. Фразами его героев говорят уже несколько поколений россиян. Привычно слышать от людей такие выражения, как «маловато будет!», «замолкни, зануда» или «ноги, крылья… главное — хвост!»

Мужичок из мультфильма «Падал прошлогодний снег», забавная птаха из «Пластилиновой вороны», Колобки и другие персонажи Александра Татарского стали такой же неотъемлемой частью детства, как прятки и ежевечерний выпуск программы «Спокойной ночи, малыши!», бессменную заставку для которой, кстати, тоже делал Татарский.

Книжки, игрушки, вороны и собаки, крылья, ноги и хвосты переплелись в его мультфильмах в особый сказочный мир, в котором никогда не угадаешь, что будет дальше. Но в каждом из любимых героев мультипликатора можно увидеть его самого — веселого, жизнерадостного, безрассудного.

Александр Татарский, режиссер-мультипликатор: «Всегда можно проследить автора в его мультфильмах. Он неизбежно реинкарнируется в своих героев».

Первой полнометражной работой Александра Михайловича стала «Пластилиновая ворона». Первоначально это была новелла по мотивам рисунков детей, официально — лента про счастливое советское детство. В итоге картина превратилась в абсурдную катавасию, в анимационный кавардак, на который извели 80 килограммов пластилина.

Почувствовав что-то непонятное, чиновники из отдела культуры ленту сразу запретили. Ее спасла «Кинопанорама», где показали сюжет про создание мультика. После этого «Ворона» мгновенно стала хитом.

Но даже после этого жизнь Татарского не была простой и веселой. Из-за клеветы в советское время его хотели посадить в тюрьму, а потом лечили в психбольнице. Мастер получал заманчивые предложения из Голливуда, от которых наотрез отказался. До последних дней его раздражали коллеги, уезжающие на ПМЖ за границу.

Александр Татарский, режиссер-мультипликатор: «Невозможно покинуть родную страну, когда ты рос и воспитывался на русских просторах. Десять лет человека учили-учили, он все впитал и умчался за кордон. Ну так ведь нельзя…»

Последний мультфильм Татарского «Гора самоцветов» представляет собой сборник сказок народов России. Это получился целый сериал, который стал настоящим патриотическим проектом. Одним из главных желаний мастера было объединить большую страну.

Александр Татарский, режиссер-мультипликатор: «Надо с детства всем детям объяснять, что мы живем в одной стране. Неважно, кто он — маленький чукча, дагестанец или русский. Жители огромной России действительно разные, они отличаются по цвету кожи и волос, у них разная культура, пища, религия, язык, костюм. Но в этом и есть большой плюс России».

Коллеги и друзья называли Александра Татарского «рыцарем мультипликации». Даже в самые трудные для анимации времена он с рыцарской доблестью боролся за то, чтобы в России выходили мультфильмы.

Читайте также