Увидеть Америку и умереть

17.07.2007, 19:51

Видео программы «Сегодня»

В тюрьме американского города Феникс от тяжелой формы туберкулеза умирает россиянин. 25-летий Роберт Данилов отправился в Америку на лечение, а попал в заточение.

В тюрьме американского города Феникс (штат Аризона) от тяжелой формы туберкулеза умирает наш соотечественник. 25-летий Роберт Данилов отправился в Америку на лечение, а попал в заточение.

Никаких преступлений он не совершал. Но его здоровье, а точнее, нездоровье, по утверждению местных властей, представляет угрозу для общества.

Собкор НТВ Алексей Веселовский отправился в тюремный лазарет и выяснил, что Данилова не то что практически не лечат, а скорее доводят до смерти. В камере нет горячей воды, туда не проникает солнечный свет, а с пациентом обращаются хуже, чем с настоящими заключенными.

На четвертом этаже обычной больницы в городе Феникс (штат Аризона) находится самая настоящая тюрьма. В ней уже почти как год сидит гражданин России Роберт Данилов.

Он не заключенный, не совершал преступлений, ему не предъявлено обвинений, и, тем не менее, он за решеткой. Его единственная вина в том, что он болен сложноизлечимой формой туберкулеза и однажды без маски вышел на улицу.

41-й изолятор госпиталя Марикопа — тюремное отделение. Здесь лечат убийц и насильников. Вокруг охрана, камеры наблюдения, на дверях решетки с сигнализацией.

На разговор с Робертом есть обязательное сопровождение — полицейский. Он же дает подписать бумагу, что тот согласен общаться с журналистами. Это редкие моменты, когда дверь его палаты хоть немного приоткрывается, но общаться с ним можно только через герметичное стекло в двери.

Роберт Данилов: «Я думал, это будет изоляция обычная, а они меня, оказывается, в тюрьму кинули и на замок заперли».

Роберт Данилов приехал в Соединенные Штаты подзаработать и вылечиться от туберкулеза. У него двойное гражданство и по американским документам он Роберт Дэниэлс.

Когда юноша понял, что болезнь наступает, сам пришел в больницу и попросил о помощи. С тех пор он похудел на 20 килограммов и научился заправски обращаться с капельницей. Он ее сам ставит, а врачи стараются заходить в палату как можно реже.

Первые полгода Роберт не мог даже никому сообщить, где находится — все связи с внешним миром были отрезаны. Сотового телефона у него нет до сих пор, и все 24 часа 7 дней в неделю в его палате горит свет — он под наблюдением видеокамеры.

Роберт Данилов: «У меня сейчас все результаты хорошие. Все! С 19 марта все мои результаты — отрицательные. То есть по идее меня вообще здесь держать не должны».

Условия жизни россиянина пыталась смягчить Нэнси, медсестра. Вместе с двумя охранниками она тайком от начальства принесла в камеру радио, ноутбук и сотовый телефон. Только так о Роберте узнали за пределами тюрьмы, а Нэнси за это выгнали с работы.

Нэнси Турко, медицинская сестра: «С января по июнь ему не разрешали мыться в душе. Он не мог мыть голову. Ему давали салфетки наподобие тех, которыми вытирают маленьких детей, чтобы он мог хоть как-то себя чистить. Он не мог даже ногти стричь».

41-й изолятор хоть и находится в больнице, но к ней не относится. Это вотчина Джо Арпайо, начальника полиции, которого в Америке все знают как самого жестокого шерифа.

Джозеф Арпайо, шериф округа Марикопа: «У меня всегда найдется местечко, чтобы кого-нибудь упрятать за решетку. У нас уже сидят 10 тысяч, и две тысячи из них жарятся в пустыне. Еще у нас есть тюрьма в больнице, там тоже есть место, там и сидит ваш Дэниэлс».

Шериф Арпайо называет Роберта «ходячей бомбой» и уверен, что тот еще легко отделался. Под давлением местных журналистов ему пришлось разрешить общение с адвокатами. Но теперь Роберта ждет уголовное дело. Шериф пытается доказать, что тот угрожал здоровью других людей.

За будущее Роберта бьется всего один человек — Дэн Покода, адвокат «Союза гражданских свобод» Аризоны. Уже несколько месяцев он собирает целый ворох документов, подтверждающих, что с Робертом обращаются хуже, чем с заключенными, но пока он не в силах что-либо изменить.

Дэн Покода, адвокат: «Единственное место, которое они нашли для Роберта, это тюрьма. Даже шериф сказал, что это неправильно».

На 25 июля назначено судебное заседание, после которого власти, если сочтут нужным, переведут Роберта Данилова в нормальную больницу. Но даже там он останется в карантине.

По законам штата Аризоны, если существует малейшая опасность заражения других людей, его будут держать в изоляции, пока не выздоровеет. Учитывая, что его форма туберкулеза практически не поддается лечению, для Роберта это может означать — до конца жизни.

Роберт Данилов: «Порой вместо того, чтобы думать о выздоровлении, я сижу на кровати и думаю, как бы мне сдохнуть».

В ожидании суда он часами ходит по палате и смотрит в окошко на соседей-заключенных, которые, в отличие от него, точно знают, когда выйдут отсюда.

Читайте также