Эстампы петербургского гравера уносят в Средневековье

13.07.2007, 14:46

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Молодой петербургский художник Пётр Конош создает уникальные гравюры по всем традициям старинного искусства. Его эстампы высоко ценят на Западе и даже сравнивают с работами великих мастеров.

Молодой петербургский художник Пётр Конош создает гравюры по всем традициям старинного искусства. Его эстампы высоко ценят на Западе и даже сравнивают с работами великих мастеров. Ватикан не раз предлагал ему выгодный контракт.

Но Конош отказывается от предложения: сейчас творчество на заказ его не интересует.

В мастерской гравера побывал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Для художника Петра Коныша варка бумаги вполне обычная процедура. Главное взять побольше бумаги хорошего качества, а потом набраться терпения и варить.

Процесс приготовления занимает двое суток. Затраченных усилий на получение необычной бумаги шероховатой фактуры художнику не жаль.

Пётр Конош, художник-гравер: «Цена того, что сделано руками, то, что можно сделать абсолютно разную бумагу, разного цвета, разных фактур и использовать это в искусстве».

Пётр Коныш — недавний выпускник Академии художеств — в граверном деле не новичок. Свою первую работу он сделал в восемь лет, когда работал над альбомом к 300-летию Петербурга. Первые оттиски подарил Эрмитажу и президенту Путину.

Работы Петра Коныша есть в европейских аристократических и венценосных семьях. Принц Чарльз был приятно удивлен, что преподнесенная ему гравюра сделана не 400 лет назад, а сегодня молодым петербургским художником.

Западных ценителей искусства удивляет умелец-левша (Коныш работает левой рукой). Специалисты отмечают, что его миниатюрные портреты имеют сходство с работами Рембрандта, который тоже любил офорты.

Стараясь доказать, что настоящая гравюра с ее классическими линиями не умирает, он сделал изображение Петра I в манере старых мастеров с использованием 16 досок.

Пётр Конош, художник-гравер: «Делаются только сложные травления, очень простые декоративные гравюры смотрятся неэффектно. Но отчасти это зависит от того, что школа быстро теряется, это уходит. Гравюрой занимается мало людей».

Пётр Коныш тоже экспериментирует с разной протравкой металлических пластин. Прорисовка мельчайших деталей занимает месяц. По лаку игла царапает легко, только вот столько таких высокохудожественных царапин необходимо, чтобы сделать «Скачки в Сиенне» или «Панораму старого Лондона».

Арт-рынок давно пестрит предложениями о печати копий старинных гравюр. Ценность таких неоригинальных, созданных с помощью современных технологий, офортов весьма сомнительна. Массовая атака псевдоискусства не дает развиваться современной гравюре.

Гравюры, сделанные на бумаге ручной работы выглядят как настоящие средневековые эстампы. Даже самая совершенная техника печати не способна заменить простейший офортный станок. Глаз профессионала все равно определит, настоящая это гравюра или подделка.

Конышу предлагали контракт с Ватиканом, но художник отказался. Говорит, пока молодой и не хочет ограничивать себя жесткими условиями договора.

Сегодня Пётр Коныш совместно с петербургским живописцем работает над новым проектом «Борьба человека с огромными мастифами». Большие офорты — редкость для граверов. А эти эстампы делаются даже не для заказчика, а просто ради искусства.

Читайте также