Петербургу не чужды олимпийские амбиции

05.07.2007, 13:36

В то время как Россия празднует победу Сочи в гонке за право принимать Белую олимпиаду в 2014 году, в Петербурге вспоминают о двух неудачных попытках устроить на берегах Невы международные спортивные соревнования.

Россия празднует победу Сочи в гонке за право принимать XXII Зимние Олимпийские игры. Между тем дважды за право провести Олимпиаду боролся и Петербург, но ни в 1988, ни в 1997 годах удача не сопутствовала Северной столице России.

Что в своей заявке предлагали Международному олимпийскому комитету и есть ли у Петербурга шансы в будущем стать столице всемирного спортивного праздника?

Репортаж корреспондента НТВ Александра Щербы.

На узнаваемых кадрах трехлетней давности в Афинах зажигали огонь летней Олимпиады.

Однако в марте 97-го все могло получиться так, что вместо Греции «картинка» бы шла из России, а вместо Афин звучал Петербург. В 2004 -м у нас могла пройти Олимпиада. Могла ли?

С подачи президента МОК Хуана Антонио Самаранча мэр Петербурга Анатолий Собчак 9 января 1996 года подает заявку на проведение XXVIII Летних Олимпийских Игр. С этого момента началась большая игра.

Наталья Мачерет, редактор Заявочной книги: «Конечно, если вспомнить ситуацию 1995–1996 годов, то даже страшновато было раскручивать олимпийскую тему».

11 лет назад Наталья Мачерет была одним из редакторов Заявочной книги. В олимпийской терминологии это все равно, что паспорт у человека. В трех петербургских томах было подробно расписано где, когда и кто должен жить, соревноваться, спать, отдыхать. И насколько все это было удобно самим горожанам и гостям.

В 96-м Петербург предложил уникальную концепцию компактности проведения Игр. Именно тогда и родился знаменитый Западный скоростной диаметр. Все спортивные объекты должны были располагаться недалеко от него.

Олег Харченко, главный архитектор Петербурга в 1996 году: «Западный скоростной диаметр должен был пройти через Васильевский остров, север города, а на юге он был связан с аэропортом. На Диаметр словно нанизывались все спортивные события».

Сложись так, что Петербург стал бы столицей Олимпиады, все было бы иначе. Не было бы новостроек на улице Савушкина и парка 300-летия Петербурга. И самое главное: уже несколько лет работал бы один из главных дорожных объектов города — Западный скоростной диаметр. Он как раз должен соединить Приморский и Василеостровский районы.

Если бы столицей Игр избрали Петербург, у города появились бы еще 37 спортивных объектов. Одних только велотреков было запланировано три.

Уже тогда главная арена — стадион Кирова — подлежал реконструкции. Архитектура Васильевского острова обогатилась бы современным спортивным сооружением. Все это было досконально изложено в Заявочной книге.

Наталья Мачерет, редактор Заявочной книги: «К нам приехала комиссия МОК, мы ее принимали, все показывали. Но понравилось или не понравилось мы так и не узнали. Жюри этим с нами не поделилось».

С момента подачи заявки до рокового 7 марта 97-го года, когда нас вычеркнули из списка, Петербург жил в эйфории: архитекторы проектировали, экономисты планировали, финансисты подсчитывали, где взять 8 миллиардов долларов.

Будущий министр МВД Борис Грызлов разработал концепцию безопасности Игр. Первым тревожным звонком стало известие, что Петербург — хозяин чемпионата мира по хоккею 2000 года. Как потом оказалось, это был утешительный приз.

Олег Харченко, главный архитектор Петербурга в 1996 году: «В ситуации с Сочи мы наблюдаем колоссальную поддержку государства. Тогда об этом мы только и мечтали. И не получили поддержки, потому что была другая экономика, у властей был другой импульс. Такого как сейчас не было».

Наталья Мачерет, редактор Заявочной книги: «В раскрутке этой программы принимал участие премьер Виктор Черномырдин. Он демонстративно подписывал генеральные планы».

Одно дело красиво подписать, другое — выполнить подписанное. Да и на словах нас поддерживала страна, а на деле выходило по-другому.

Говорят, что даже перед вторым туром выборов с Самаранчем встречался высокопоставленный чиновник и заявил, что правительство страны не гарантирует необходимых 8 миллиардов. И это было приговором.

Олег Харченко, главный архитектор Петербурга в 1996 году: «В этой нелюбви погибла сама идея».

Мало кто знает, что впервые Ленинград замахнулся на проведение Олимпийских игр еще во второй половине 80-х годов: город хотел провести Зимнюю олимпиаду 1996 года. Но, увы, дело не дошло даже до заявки.

Причиной стало отсутствие места для проведения соревнования горнолыжников: ближайшие горы находились в Мурманской области и везти туда олимпийцев было экономически невыгодно.

Получается, что за последние 20 лет Северная столица уже дважды пыталась стать местом проведения Олимпийских игр. Теперь с учетом знаменательной победы Сочи, сам Бог велел Петербургу сделать третью попытку.