Жителю города Кимры задолжал… Наполеон

02.07.2007, 20:46

Видео программы «Сегодня»

Николай Москалёв, житель города Кимры Тверской области, подал иск в Европейский суд по правам человека, требуя от Франции — в лице ее нового президента Николя Саркози — компенсации в 70 миллионов рублей.

Николай Москалёв, житель города Кимры Тверской области, подал иск в Европейский суд по правам человека, требуя от Франции — в лице ее нового президента Николя Саркози — компенсации в 70 миллионов рублей.

По словам Москалёва, эти деньги его предкам задолжал еще Наполеон, разграбив фамильное имение и пообещав владельцам возместить убытки.

Правда, местные краеведы утверждают, что французский император в этих местах никогда не был.

Корреспондент НТВ Евгений Гуцал выехал в Кимры, узнать, имеет ли иск перспективу.

Эту историю ему рассказала прабабушка. А ей — ее прабабушка. Но, кажется, Николай Москалёв и сам видел, как отступающие во главе с Наполеоном французы сожгли родовое имение.

Николай Москалёв, реставратор: «На просьбу моей бабушки о компенсации имущества Наполеон пообещал, что Франция возместит ей нанесенный ущерб».

Это иск в Европейский суд по правам человека. Вооружившись цепью, которую, по семейной легенде, оставил Наполеон в залог, Москалёв требует вернуть исторический долг. Реставратор подсчитал: с учетом инфляции это 70 миллионов рублей.

За предков, по мнению Москалева, должен ответить новый президент Франции Николая Саркози.

Николай Москалёв, реставратор: «Николя Саркози, ты избран сейчас новым президентом, ты мой тезка, и должен вернуть долги Наполеона, ничего не поделаешь».

А пока суд да дело, цепь демонстрирует в магазине-музее Москалёва. В маленьком городе Кимры он собрал большую коллекцию. Рядом не менее интересные экспонаты.

Барабан якобы Павлика Морозова. Гармонь, вроде, Батьки Махно и бритва, предположительно, Гитлера. Все это выкуплено у разных людей и в разное время.

В Кимрах когда-то родился писатель Фадеев. В свое время тут проживал драматург Островский. Но настоящий герой здесь сегодня один.

Брать интервью у Москалёва приезжали даже британские журналисты. Что уж говорить о кимрской газете. О местном антикваре писали, пишут и будут писать.

Евгения Васильева, главный редактор «Кимрской независимой газеты»: «Кто бы еще узнал о Кимрах и нашем районе, если бы не Николай Александрович Москалёв. Безусловно, это местный Барон Мюнхгаузен».

От самой усадьбы зажиточной бабушки Николая Москалёва ничего не осталось. Нет следов и от соседнего, более примечательного имения, графа Голенищева-Кутузова.

Нет никаких вещественных доказательств. Краеведы ориентируется здесь только по ближайшей деревне и полуразрушенной церкви.

Специалист краеведческого музея иском о возмещении имущества удивлена. Объясняет: в войну 1812 французы сюда не дошли. В 1945 здесь не было немцев. А к концу 90-х эти земли в Кимрском районе покинули даже русские.

Евгения Релина, научный сотрудник краеведческого музея: «Может быть, жили какие-то пленные французы, которые здесь остались, такие были случаи. Может быть, даже и граф Голенищев-Кутузов кого-то сюда привел. Но мы об этом не знаем ничего. Сведений никаких нет. Наполеона здесь не было».

Из Европейского суда по правам человека ответа пока не дали. Французская сторона на выпад Москалёва тоже не реагирует. Но он не намерен сдаваться, и ждет помощи от горожан, ведь гипотетическую компенсацию Николай обещает пожертвовать на развитие родного города Кимры.

Николай Москалёв, реставратор: «Даже шнурки себе не куплю».