Ностальгия «новой волны»

29.06.2007, 22:00

Видео программы «Сегодня»

«Ностальгия 30-летних»: рефлексировать по ушедшей юности начало поколение, которое, когда скончался СССР, заканчивало школу.

Как уже сообщало НТВ, в Москве открылся музей советских игровых автоматов. Там любой может вспомнить восторги 80-х, сыграв в «Морской бой» или «Снайпера».

Это — одно из частных проявлений того, что уже называют «ностальгией 30-летних»: рефлексировать по ушедшей юности начало поколение, которое, когда скончался СССР, заканчивало школу.

Всерьез грустить о Советском Союзе — как многие из их родителей — эти люди, конечно, не могут, но упадочная позднеимперская эстетика вызывает у них сладкие детские воспоминания.

И это уже не «Песняры» с «Бони-М», те остались героями предыдущей ностальгической моды. Героев нынешней без труда нашел корреспондент НТВ Дмитрий Новиков.

Сколько пионером Адрианом Крупчанским было выпущено пуль в старом тире, и не сосчитать, а мишени все те же, как в 80-е годы.

Перепрыгнуть через забор — это как взять и очутиться в прошлом, сделать его ближе.

Адриан Крупчанский: «Забавно то, что количество счастья и адреналина, которое мы испытывали, катаясь на старых аттракционах, ничуть не меньше, чем на супер-современных горках где-нибудь в Париже».

Хотя приметы нового времени уже почти всюду, что-то из советского прошлого еще осталось.

Адриан Крупчанский: «Валя Котик, Леня Голиков — сейчас эти имена никому ничего не скажут. У нас были свои герои, герои из нашей страны. В наше время вместо них надо поставить Бэтмена, Супермена, Человека-паука».

Для поколения Адриана бывшая Выставка достижений народного хозяйства — это заповедник детства. Поколение на стыке — они застали еще Советский Союз, немного, самую малость.

Адриан Крупчанский: «„Мы гордились своей страной. Мне кажется, это важно. С другой стороны, у нас не было таких возможностей, как сейчас“.

Открывшиеся возможности 29-летней Адриан старается использовать по максимуму. У него собственная компания, небольшая, но достаточно успешная».

Они мечтали о детской импортной железной дороге, говорящей кукле, пахнущих фруктами фломастерах и удивительных жевательных резинках, называемых «Джуси фрут». Еще они вспоминают о том, как их принимали в пионеры, и как шли они по улице в красных галстуках.

Они с умилением рассматривают почетные грамоты с профилем Ленина. Но у Адриана и его мамы, преподавателя музыки, ностальгия по советскому прошлому разная.

Мама Адриана: «Очень было непросто: делай так, не делай так, туда нельзя ехать. Хотелось свободы».

Адриан Крупчанский: «Сознание было не готово воспринять, что все настолько ужасно, поэтому поставило блок».

Блок защиты от плохих воспоминаний есть не только у Адриана. Как только он создал свой сайт, энциклопедию нашего детства, где, кажется, есть все — от фотографий старого магнитофона «Электроника-302» до песен той поры и билетов в кино, — его поколение повалило все это смотреть и комментировать.

Адриан Крупчанский: «Я удивился, но когда встречаются люди, начинают вспоминать эти мелкие фишечки, то энтузиазм просыпается. Люди, казалось бы, раздобревшие, вдруг начинают прыгать».

«Машину времени» для ностальгирующих 30-летних запускают и в музее игральных автоматов. По вечерам все сигналит, гудит и стреляет. «Морской бой» как и тогда стоит 15 копеек, советских копеек.

В том советском детстве пределом, точнее за пределом мечтаний был «Диснейленд». Сейчас об этих дурацких голливудских аттракционах Адриану и думать противно.

К 30 годам как раз начинаешь понимать: главное в жизни не материально, как и учили в советской школе.