Именем Чайковского: музыкант пожаловался министру

27.06.2007, 20:29

Видео программы «Сегодня»

Молодой виолончелист Игорь Бобович оказался в центре им же инициированного скандала.

Молодой виолончелист Игорь Бобович оказался в центре им же инициированного скандала. Эту историю сейчас активно обсуждают в кулуарах конкурса имени П. И. Чайковского, который сейчас в самом разгаре.

Украинский музыкант обвинил членов жюри в том, что они дают призы лишь своим детям и ученикам. А чужаков — как было с ним самим — засуживают и пытаются не пустить на сцену.

Обо всем этом Бобович, выбывший после первого тура, написал в открытом письме министру культуры Александру Соколову. Обвинения похожи на месть обиженного неудачника: по словам Бобовича, он и сам это понимает, но бьется за репутацию конкурса.

Корреспондент НТВ Анастасия Литвинова встретилась со скандалистом и узнала мнение противоположной стороны.

На конкурс имени П. И. Чайковского он попал без дополнительного прослушивания — как победитель конкурса виолончелистов в Италии. А за несколько часов до выступления жюри передумало, и Игоря Бобовича вычеркнули из программы.

Игорь Бобович, виолончелист: «Я набрал телефон оргкомитета и молодой человек, которые мне не представился, уточнив, как моя фамилия, сообщил, что меня „исключили из числа участников“. Настроение нельзя сказать, чтобы поднялось от такой новости».

Бобович решил скандалить. Он обратился в Международную ассоциацию конкурсов, которая для музыкантов своего рода профсоюз, и ему все-таки разрешили выступить.

Игорь Бобович: «Мне очень многие говорили, что, если не пустили даже на первый тур, то вряд ли пустят и на второй».

Во второй тур Игорь Бобович действительно не прошел и обвинил в этом председателя жюри виолончелистов Наталью Шаховскую. Вот письмо Бобовича министру культуры.

Игорь Бобович: «Я играл, на мой взгляд, довольно достойно. О каком справедливом судействе вообще может идти речь, когда среди соревнующихся — собственные ученики и собственные дети?»

За министра музыканту ответил советник министра.

Олег Скородумов, советник министра культуры и массовых коммуникаций РФ, ответственный секретарь конкурса имени П. И. Чайковского: «Министр сегодня очень жестко говорил на данную тему, но говорил в адрес жюри. Они не имели права его исключать, нужно было дать ему возможность сыграть. Мы, правда, все-таки настояли, чтобы он сыграл. А дальше — уже результат первого тура. В эту компетенцию мы не лезем, не имеем права. Решение жюри — вердикт, не подлежащий обсуждению».

Примерно в том же ключе высказалось и само жюри.

Наталья Шаховская, председатель жюри конкурса виолончелистов: «Он играл на первом туре, но, к сожалению, его уровень не позволил пропускать музыканта дальше. Ну, а недовольные и расстроенные, конечно, всегда бывают».

Но письма министрам до сих пор еще не писали. Владимир Спиваков уверен: с Бобовичем нужно было просто поговорить по-человечески, объяснить, что поражение — это не катастрофа.

Владимир Спиваков, председатель жюри конкурса скрипачей: «Я провожу такую линию — любой человек, который не прошел на финал, имеет право прийти со своим педагогом или со своими родителями, и каждый член жюри обязан ответить на вопрос, почему он не прошел. Но мою идею не восприняли здесь, в Москве».

Конкурс имени П. И. Чайковского — это все же не Олимпиада: здесь важно не участие, а именно победа. Мирослав Колтышев из Санкт-Петербурга прошел в финал и сейчас целыми днями репетирует. Он хорошо понимает, от чего так завелся Бобович.

Мирослав Колтышев, участник конкурса имени П. И. Чайковского: «Без конкурсов, наверное, прожить очень сложно. Но те несколько музыкантов, которые миновали конкурсы и вышли на крупный мировой уровень, в общем-то, исключение».

Сын Бобовича Алеша собирается в аэропорт. Последние годы его папа живет на две страны: полгода в России, полгода в Германии. Там, в Ганновере, находится и Международная федерация конкурсов. Бобович везет туда жалобу и уверяет, что история еще получит продолжение.

Читайте также